//А что есть красота, и почему её обожествляют люди? (Заболоцкий)//
//…красота есть не только страшная, но и таинственная вещь. Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей// (Достоевский)
//Белинский был особенно любим (Некрасов)//
Кто любит Белинского, кто Айхенвальда. Я, например, осторожно обойдя слово «любовь», признаю и того и другого. С 1825 г началась полемика в русской литературе: писатели есть, а есть ли литература, нападки друг на друга есть, а есть ли критика. Статью молодого Белинского «Литературные мечтания» (1834) в ж. «Молва» можно считать началом критики в русской словесности, а Белинского – первым литературным Критиком с большой буквы. Когда в школе начинают «проходить» Онегина и Печорина, без Белинского не обойтись. Я читала его статьи сначала, потому что было надо, потом с интересом, потом с увлечением. Каждую его статью считаю высококлассным художественным произведением. Помимо содержательного интереса меня покоряет его эмоциональность, страстность, боевой задор.
Да, русская литературная критика (Белинский, Чернышевский, Добролюбов), предъявляла к литературе требования, меньше всего связанные с её литературными качествами и касающиеся главным образом её общественно-политических тенденций.
Умный Вяземский призывал: «Задача каждого писателя - согревать любовью к добродетели и возбуждать ненавистью к пороку…»
На что Поэт резко отвечал: «Вовсе нет. Поэзия выше нравственности. Или во всяком случае – совсем иное дело»
Теперь о Юлии Айхенвальде. Импрессионист, эстет, лучший русский ученик Оскара Уайльда. Не собираюсь я отказываться от него. Хорошо, что была издана его книга «Силуэты русских писателей» (1994). Я, например, не согласна с его трактовкой образа Печорина. Но пусть она будет, особенно на фоне единства мнений об этом особенном герое. Да, Айхенвальд за субъективность, он против схематизма и социальности. Да, он за красоту ради красоты, за искусство ради искусства, за бесцельное искусство. И я тоже за это. Недавно прочитала у Гениса: какой смысл в закате или восходе? Мы любуемся и тем и другим. Не надо искать в искусстве каких-то смыслов, кроме самого искусства.
Прости меня, мой друг, за это, прости за это и за то. Не обойтись тут без Поэта, как нам зимою без пальто (или манто, как хотите)