28 мая 1995 года на острове Сахалин произошло землетрясение огромных масштабов, которое всего за 17 секунд полностью стерло с лица земли поселок городского типа Нефтегорск. Страшная катастрофа унесла жизни более двух тысяч человек. Она вошла в печальный список самых сильных землетрясений в истории. Пострадавшим помощь была оказана не сразу. Для многих потерянные часы и минуты стали их гибелью.
Во время Великой Отечественной войны на острове Сахалин был построен нефтепровод для снабжения материка важными ресурсами. В 1960-х годах добыча углеводородов значительно возросла, увеличилось количество наземных скважин и, соответственно, потребовалось больше специалистов.
В 1962 году было решено построить трудовой лагерь для нефтяников недалеко от нефтяного месторождения в северной части Сахалина. В 1970-х годах Дальневосточная морская экспедиция разведочного бурения открыла новые месторождения нефти и газа. В 1970-х годах Дальневосточная морская экспедиция разведочного бурения открыла новые месторождения нефти и газа на северо-восточном шельфе острова. Это дало поселку новый этап развития. Он был переименован в Нефтегорск. В то время численность поселка составляла 5 000 человек. На его территории находилось 17 пятиэтажных жилых домов на 80 квартир и двухэтажные жилые дома. Позже сотрудники Института литосферы сделают заявление: Все пятиэтажные дома, построенные в Нефтегорске, не были предназначены для сейсмоопасных районов и поэтому были полностью разрушены. Этого не произошло и в Спитаке в 1988 году...
Эпицентр землетрясения находился в 30 км от Нефтегорска, и первые сильные толчки буквально сразу обрушили жилые дома. Поскольку стихийное бедствие произошло ночью, большинство жителей спали и не смогли вовремя среагировать. Их нашли погребенными под завалами. Лишь немногим удалось выпрыгнуть из окон большого поселка, который буквально не двигался с места, и выжившие остались без помощи.
Нефтегорск находился далеко от центра региона, и связь практически отсутствовала. Было разрушено 300 километров линий связи и 200 километров линий электропередач. Землетрясения разрушили 11 нефтеперекачивающих станций, почти 50 километров нефтепровода и более 200 эксплуатационных скважин. В первые часы после трагедии пострадавшие использовали собственные силы, чтобы вытащить людей из поврежденных домов.
По воспоминаниям сержанта милиции Глебова, он чудом остался жив. В момент землетрясения он находился в своей квартире на пятом этаже. Дом начал рушиться, как будто Глебова толкнула на землю ударная волна. Сверху падали обломки и огромные глыбы. Выбравшись из-под завалов, милиционер сел в машину и поехал осматривать поселок. Он не мог поверить своим глазам. Повсюду валялись обломки, рядом с которыми в шоковом состоянии лежали обнаженные раненые. Было решено собрать со всего поселка восстановленные машины, чтобы люди могли по очереди греться в них.
Глебов сам поехал в ближайший населенный пункт, село Собор, чтобы позвонить в областной центр. По воспоминаниям сержанта, когда он сообщил о случившемся, представители поселковой администрации предложили ему поспать. Они не поверили его словам о том, что Нефтегорского А. больше не существует. Когда потом выяснилось, что Глебов вполне дееспособен и знает свое слово и дело, администрация связалась с городом А. Х. и попросила срочно помочь пострадавшему поселку. Сообщение было передано в Южно-Сахалинск, затем во Владивосток, Хабаровск и, наконец, в Москву. Высшие органы власти получили информацию только в 9:50 утра, через девять часов после трагедии. Региональные и федеральные власти не имели четкого представления о масштабах катастрофы.
Днем 28 мая в Нефтегорске начались спасательные работы. По воспоминаниям спасателей, когда они подлетали к месту аварии, сверху была видна группа "К" - трещина в несколько километров в земле. На следующий день на место трагедии было направлено 190 единиц наземной техники, 25 самолетов и 15 вертолетов. Тысяча шестьсот сорок два человека работали на месте трагедии, разбирая завалы. В Нефтегорск были направлены военные и спасатели из отдаленных восточных регионов. Плотная структура поселка сильно осложняла задачу. После катастрофы Нефтегорск превратился в огромные, массивные руины.
В первые два дня из-под завалов удалось спасти живыми более 500 человек. Большинство дорог было разрушено. Перевозки осуществлялись по воздуху. Повторяющиеся толчки магнитудой до 5 баллов ощущались в течение нескольких дней. Спасатели подвергали свою жизнь риску. Находиться на поверхности обломков было также опасно. В любой момент перекрытия и потолки могли обрушиться. Несколько раз в день спасатели останавливали всю технику, останавливали краны, бульдозеры, генераторы и санитарные узлы, а затем обходили поврежденные здания, чтобы также услышать голоса людей под завалами.
На двенадцатый день спасательной операции был извлечен последний оставшийся в живых мужчина. Во время землетрясения мужчина упал в подвал, где у него было немного еды и воды. Благодаря этому он смог продержаться так долго. Пострадавшие были доставлены на лечение в Москву, Владивосток, Хабаровск и Южно-Сахалинск. Ущерб, нанесенный катастрофой, оценивается в несколько сотен миллиардов рублей. Нефтегорск решили не восстанавливать.
На месте деревни сейчас находится песчаная пустыня. Здесь же находится мемориальная доска с именами погибших.