Найти тему
Море, люди, корабли.

Итальянский легкий крейсер типа "Джузеппе Гарибальди"

#легкий крейсер #итальянский флот #джузеппе гарибальди #вторая мировая

На момент начала работ по проектированию легких крейсеров типа "Джузеппе Гарибальди", флот Италии уже имел в своем составе легкие крейсера нескольких типов. Правда крейсера эти военных моряков не совсем, а некоторые и совсем, не устраивали. Объяснялось это тем, что запрашиваемые характеристики получить так и не удалось, более того, сами эти характеристики менялись быстрее чем успевали строить крейсера. Изначально все определялось вероятным противоборством с флотами Франции и Британии в Средиземном море, у берегов Африки и в Индийском океане. Более всего опасения вызывал французский флот, который активно насыщался контр-миноносцами с главным калибром в 130, или 138 миллиметров и скоростями хода свыше 34 узлов.

Творчество авторов, исходники из свободных
Творчество авторов, исходники из свободных

Исходя из характеристик французских кораблей итальянцы решили разработать крейсер превосходящий потенциального противника. Главным калибром - выбрали 152 миллиметра, скорость должна была быть чуть выше чем у противника, чтобы позволить как догнать его, так и уйти от него. Бронирование совсем убирать не стали, но оно было скорее символическое и тот же 130 калибр явно не держало. В итоге первые четыре крейсера типа " Альберико да Барбиано"не смогли выполнить ни одной из поставленных задач. Башни главного калибра не давали необходимой кучности при залповой стрельбе, а нужную скорость удалось получить только на испытаниях, головной корабль серии дал рекорд в 42 узла, но затем крейсера не могли развить скорость свыше 31-32 узлов. На предельных оборотах их корпуса испытывали жестокую вибрацию, обитаемость была неудовлетворительной, запас топлива мал, мореходность посредственная. Следующий тип "Луидж Кадорна", серия из двух крейсеров, был немногим лучше в целом повторяя предшествующий проект. В итоге Италия обладала шестью крейсерами не способными бороться со своими зарубежными одноклассниками, эффективно противодействовать контр-миноносцам Франции они также не могли. В последующих типах, в каждом по две единицы, "Раймондо Монтекукколи" и "Дюка д Акоста" удалось усилить бронирование, улучшить обитаемость и мореходность. Эти легкие крейсера были гораздо лучше своих предшественников, но итальянцы по прежнему были в роли догоняющих. К тому моменту взгляды на облик легкого крейсера претерпели изменения, скорость отодвинули в сторону, сконцентрировавшись на броневой защите и усилении главного калибра. Во Франции заложили серию легких крейсеров типа "Ла Галиссоньер", несших на себе девять 152 миллиметровых орудий в трех башнях, а также имевших надежную броневую защиту от 152 миллиметровых снарядов, противоторпедную переборку и усиленную бронированную палубу. Британцы закладывали "Саутгемптоны" с двенадцатью 152 миллиметровыми орудиями и приличной броневой защитой. Япония заложила крейсера типа "Могами" с пятнадцатью 155 миллиметровыми орудиями и серьезным бронированием, не отставали от них американцы, которые заложили "Бруклины" с пятнадцатью 152 миллиметровыми орудиями и хорошей броней. На фоне этих кораблей итальянские крейсера выглядели более чем бледно.

Формируя задание на новые крейсера типа Джузеппе Гарибальди, итальянские военные моряки решили охладить свой пыл и выдать конструкторам сдержанные и разумные требования. Основные требования сводилось к обеспечению защиты от 152 миллиметровых снарядов на всех предполагаемых дистанциях боя, главный калибр следовало кардинально переработать и установить максимально возможное количество орудий. Частично требовалось обеспечить защиту от 203 миллиметровых снарядов. Скорость максимальную установили в 31 узел, такую же как у французских крейсеров типа "Ла Галиссоньер". Сдержанность в своих желаниях позволила итальянскому флоту получить сбалансированный проект корабля, который стал полноценным легким крейсером, в отличии от своих облегченных старших собратьев.

Первый корабль этой маленькой серии был заложен в Триесте 1 декабря 1933 года, он получил имя национального героя Италии Джузеппе Гарибальди. Второй крейсер заложили 28 декабря 1933 в Специи, на воду оба крейсера спустили 21 апреля 1936. Второй крейсер получил имя "Дюка делльи Абруцци", он был слегка потолще, имея стандартное водоизмещение в 9 591 тонну против 9 195 тонн у "Джузеппе Гарибальди". По скоростным характеристикам крейсера не различались, за обоими числиться максимальная скорость в 34 узла.

Порядком намучившись со старыми башнями главного калибра, в этот раз итальянские военные моряки затребовали новые, кардинально отличавшиеся от предшествующих, общим у них был только калибр в 152 миллиметра. И в этот раз конструкторам удалось получить требуемое, орудие 152мм/mod 1934 от фирмы Ansaldo было тем, что нужно. Крейсера имели четыре башни расположенные в носовой и кормовой оконечностях по линейно-возвышенной схеме. Верхние башни несли два орудия, нижние по три. В сумме выходило десять орудий калибра 152 миллиметра. Универсальный калибр был представлен четырьмя сдвоенными установками Минизини калибром 100 миллиметров. Установки эти устарели к началу Второй мировой, для работы по скоростным воздушным целям они были очень медлительными.

Особо внимание стоит уделить броневому поясу крейсеров, выполненному по принципу так называемой разнесенной защиты. Суть ее состояла в том, что имелось по сути два пояса - внешний и внутренний. Внешний пояс имел толщину в 30 миллиметров, внутренний был в 100 миллиметров и имел весьма своеобразную конструкцию плит, они были изогнуты во внутрь примыкая верхней и нижней кромкой своей к плитам внешнего пояса. Замысел всей этой сложности состоял в том, что наружный пояс должен был разрушать бронебойные колпачки снарядов, а внутренний окончательно гасить и отражать все, что от снаряда осталось.

В ходе Второй мировой крейсерам типа "Джузеппе Гарибальди" проверить эффективность своих броневых поясов против вражеских снарядов так и не пришлось, в основном им доставалось от авиации и подводных лодок. Каждый крейсер получил по одному торпедному попаданию, "Джузеппе Гарибальди" в носовую оконечность, в районе первой башни главного калибра, а "Дюка делльи Абруцци"получил торпеду в кормовую оконечность. Данные повреждения смертельными не были, крейсера прошли ремонт и вернулись в строй. Действовать им приходилось в основном в районе Средиземного моря, по большей части участвуя в прикрытии конвоев. После капитуляции Италии крейсера перешли союзникам, их пробовали использовать в Атлантике против немецких блокадопрорывателей, но без особого успеха. Закончили войну они в роли быстроходных войсковых транспортов.

По окончании войны судьба к кораблям оказалась благосклонна, их оставили в составе возрождающегося нового флота Италии. В 50-х годах двадцатого века крейсера претерпели значительную модернизацию, получив современные системы. Правда ради этого пришлось кардинально поменять их внешний облик, да и внутри многое переделали. В результате данных изменений "Джузеппе Гарибальди" стал первым ракетным крейсером итальянского флота, с него сняли всю артиллерию, убрали одну дымовую трубу и два котла, скорость в результате упала до 29 узлов. Вместо носовых башен главного калибра поставили две спаренные 135 миллиметровые артиллерийские установки, полностью автоматические, со скорострельностью 40 снарядов в минуту на орудие. На освободившемся месте в корме смонтировали американский ЗРК RIM-2 Terrier, с запасом в 72 ракеты. В новом качестве он прослужил до 20 февраля 1971 года, когда было принято решение о выводе его из состава флота, в период с 1976 по 1979 год "Джузеппе Гарибальди" разобрали на металл. Что касается его собрата "Дюка делльи Абруцци", то он прошел менее радикальную перестройку сохранив все башни главного калибра, его использовали как платформу для размещения радиолокационных станций американского производства. Правда вторую дымовую и пару котлов с него сняли тоже, да и установка новых систем потребовала перестройки части надстроек. Прожил "Дюка делльи Абруцци"меньше чем его старший собрат, из состава флота его исключили 1 мая 1965 года, а на слом он пошел в 1965 году.

В целом крейсера типа "Джузеппе Гарибальди" мало того, что оказались самыми удачными из итальянских легких крейсеров, они могли похвастаться еще и солидным сроком службы в действующем флоте.