Найти в Дзене
artsy boy

Теория бесконечности Яёи Кусамы

Движимая своим собственным видением и уникальной креативностью — Яёи Кусама (Yayoi Kusama) расширяет границы и создает свой собственный мир вот уже более шести десятилетий. Она стала первой художницей, которая представила современное искусство Японии на Венецианской Биеннале, а позже сама стала одним из символов современной японской культуры. Все ее творчество, это бесконечная борьба: с собственными недугами, общественными стереотипами, сексизмом, расизмом и предвзятостью арт-истеблишмента.

Томоаки Макино, "Яёи Кусама в окружении своих работ в Токио", 2016 г. © Yayoi Kusama
Томоаки Макино, "Яёи Кусама в окружении своих работ в Токио", 2016 г. © Yayoi Kusama

Яёи Кусама родилась 22 марта 1929 г. в японском городе Мацумото, префектура Нагано. Она была младшей из четырех детей в консервативной семье. Отношения родителей были далеки от идеальных — художница вспоминала, как мать заставляла ее шпионить за отцом и его многочисленными любовницами, что негативно сказывалось на психике девочки. В 10 лет Яёи обратила внимание, что окружающие ее предметы светятся и двигаются:

"Однажды я смотрела на скатерть в красный цветочек. Посмотрев вверх, я вдруг увидела, что те же самые цветы покрывают потолок, окна, стены, всю комнату, мое тело и вселенную. Я почувствовала, что самоуничтожаюсь, растворяюсь в бесконечности времени и пространства, превращаюсь в Ничто. Я поняла, что это происходит не в моем воображении, а наяву, и испугалась".


‍Чтобы стабилизировать психологическое здоровье девочки, психиатр посоветовал занятия рисованием. Отец Яёи поддержал это стремление и купил ей художественные принадлежности. Мать же считала рисование неподходящим для девушки занятием и отбирала у нее готовые рисунки, не терпела никаких пререканий и часто наказывала дочь, в том числе физически. Из-за этого дальнейшем девочка будет рисовать очень быстро, опасаясь, что у нее отберут рисунок. Ее любимым мотивом в рисовании становится горошек, который может покрывать любое пространство и рисуется очень быстро. С началом второй мировой войны Яёи работает по 12 часов в день на парашютной фабрике, продолжая заниматься искусством в свободное время.

В 1948 г., несмотря на протесты матери, которая хотела выдать девушку замуж "по расчету", Яёи поступила в Киотскую городскую школу искусств и ремесел, где она обучалась традиционной японской живописи Нихонга (как и многие японские художники, включая Такаси Мураками) и начала экспериментировать с абстракцией. Однажды Кусама наткнулась на альбом с произведениями Джорджии О’Кифф. Работы американской художницы произвели на Яёи неизгладимое впечатление. Кусама каким-то образом нашла адрес О’Кифф и отправила ей письмо и несколько акварельных работ — так завязалась переписка. Пообщавшись с Джорджией, Яёи приняла решение переехать в США. Кусама сожгла практически все свои работы, чтобы начать жизнь с чистого листа. По воспоминаниям художницы, мать отреагировала на идею с переездом плохо:

"Она швырнула мне в лицо конверт с миллионом йен [примерно 2800 долларов в то время], сказав: "Вот тебе, и никогда больше не переступай порог этого дома".

Без связей и с минимальным знанием английского в 1957 г Кусама приезжает в Сиэтл. Через год, по совету О’Кифф, японская художница переехала в Нью-Йорк. Там Яёи снимает крохотную комнату без отопления, в которой пишет картины по ночам, т.к. не могла заснуть от холода. Результатом этой работы стала серия картин "Сети бесконечности" ("Infinity Nets"), рисунок которых не имел ни начала, ни конца. Отправной точкой стал вид океана из иллюминатора самолета. Актом бесконечного повторения художница пыталась преодолеть свои страхи. Первая нью-йоркская выставка Яёи прошла в галерее "Brata" в октябре 1959 г. и тогда же японская художница продала свою первую картину, меньше чем за 100 долларов. Критики сравнивали произведения художницы из "Сети бесконечности" с абстрактными работами Джексона Поллока, Марка Ротко и Барнетта Ньюмана. Прием бесконечного повторения станет важнейшей концепцией в творчестве Яёи Кусама. Он берет свое начало из детских воспоминаний, а также японского понятия "eigo kaiki" (дословный перевод — "вечное повторение").

В 1960-х г. молодая японская художница знакомится с ключевыми фигурами американского искусства того времени: Энди Уорхолом, Роем Лихтенштейном и др. Кусама стала смешивать абстракцию с элементами поп-арта и создала свой уникальный стиль. В 1965 г. свет увидела новая инсталляция Яёи Кусама — "Бесконечная зеркальная комната" ("Infinity Mirror Room"). Эта инсталляция стала событием в мире современного искусства. Простой прием позволил создать головокружительный эффект — в зеркалах бесконечно отображались скульптурные "кораллы" покрытые горошком, который она любила рисовать в детстве. В дальнейшем бесконечные зеркальные комнаты в разных вариациях и мотив горошка станут главными элементами художественного языка Кусамы.

"Горошек имеет форму солнца, который является символом энергии всего мира и нашей живой жизни, а также формы спокойной луны. Круглый, мягкий, красочный, бессмысленный и не знающий Горошек не может оставаться в одиночестве; подобно коммуникативной жизни людей, два или три горошка становятся движением...
Горошек — это путь к бесконечности".

Яёй всеми правдами и неправдами старается добиться успеха в мире искусства — в 1966 г. она без приглашения отправилась на Венецианскую Биеннале. Кусама явила миру свою инсталляцию "Сад нарциссов" ("Narcissus Garden"). Художница заполнила лужайку перед входом в итальянский павильон зеркальными шарами, которые продавала по 2 доллара за штуку всем желающим ("Ваш нарциссизм на продажу" — гласила табличка на газоне). Каждый мог получить кусочек искусства и каждый мог повлиять на то, как будет выглядеть инсталляция. Это дерзкая выходка принесла художнице узнаваемость, хотя и закончила этот день Яёи в полицейском участке за незаконное участие в Биеннале. Сад нарциссов стал одним из самых узнаваемых произведений японской художницы и продолжал развиваться. Зеркальные сферы появлялись в разных, порой неожиданных местах. Так, например, в 2016 г. серебряные сферы покрыли поверхность водоема музея искусства и архитектуры в Новом Ханаане, штат Коннектикут.

Яёи Кусама, "Одержимость горошком", 2003 г. © Yayoi Kusama
Яёи Кусама, "Одержимость горошком", 2003 г. © Yayoi Kusama

Несмотря на узнаваемость в США и растущую популярность в мире, в Японии к творчеству Яёи относились крайне негативно. Ее обвиняли в самопиаре и отмечали, что трудно определить, где кончается эксцентричность, психические особенности и начинается реклама, "спекулирование на собственном безумии". Через год после смерти близкого друга Джозефа Корнелла художница получила известие о плохом самочувствии отца, после чего, в 1973 г., решает вернуться в Японию. Через год умирает ее отец. Мать так и не пустила Яёи в родной дом. Художница много работала, чтобы пережить это трудное время. Её здоровье ухудшилось, врачи обнаружили болезнь Грейвса-Базедова и миому матки. Кроме того, у Яёи участились галлюцинации и психологическое состояние художницы в целом начало ухудшаться. В марте 1977 г. Кусама решает, что ей нужно пройти лечение в токийском психиатрическом институте. С тех пор она живет там. Каждый день художница работает в своей мастерской, расположенной в двух кварталах от больницы, и каждую ночь возвращается в медучреждение.

За 10 лет в Японии упоминания о художницы в мире искусства и прессе практически исчезли. Лишь в конце 1980-х гг., после нескольких ретроспектив в Европе, произошло "возрождение" Яёи Кусама. В 1993 г. Яёи пригласили принять участие в Венецианской Биеннале — на этот раз, она отправилась туда легально и официально. Она стала первой женщиной в истории, которая представляла Японию на Венецианской Биеннале. Художница вновь ворвалась в мир искусства со своим новым символом — тыквой. Черные горошки на солнечном желтом фоне покрывали все выставочное пространство и саму художницу — она сама становилась частью инсталляции. Эта работа стала знаковой, послужив новой точкой отсчета популярности и коммерческого успеха искусства художницы.
Тыква стала для художницы воплощением ее "альтер эго", автопортретом. Это объясняет многочисленные вариации этого объекта на картинах и в скульптурах Кусамы. На самом деле, это было очередным возвращением в прошлое — тыквы впервые появились в творчестве юной Кусамы в 1946-48 г. На картинах Яёи изображала тыквы, написанный в духе Нихога, на фоне с геометрическим паттерном, создающим эффект глубины и движения. После этого тыквы исчезли из ее творчества и появились вновь лишь в 1970-х.

Яёи Кусама в свои 94 года продолжает с присущей ей страстью создавать завораживающие зеркальные комнаты, масштабные скульптуры, сложные инсталляции, яркую живопись и успешные коллаборации с модными домами. В ее музее в Токио круглый год очереди, произведения Яёи продаются на аукционах за миллионы долларов, а все крупнейшие галереи мира желают заполучить работы японской художницы — выставки Яёи Кусама становятся блокбастерами, все билеты на которые разлетаются в мгновение ока. Яёи доказала всему миру целительную силу своего жизнерадостного искусства.

Яёи Кусама, "Танцующая тыква", 2020 г. © Yayoi Kusama
Яёи Кусама, "Танцующая тыква", 2020 г. © Yayoi Kusama
"Пришло время искать гимн любви наших душ.
Среди исторических невзгод, краткий взрыв точек света для будущего.
Давайте счастливо споем эту песню великолепного будущего.
Вперед!"
— из обращения Яёи Кусамы ко всему миру, 15 апреля 2020 г.