Найти в Дзене
artsy boy

Поп-ирония Роя Лихтенштейна

Один из главных деятелей поп-арта — Рой Лихтенштейн (Roy Lichtenstein) — построил свой визуальный язык на имитации: вначале карьеры художник имитировал комиксы и рекламу 1960-х, позже он имитировал предметы обихода, художественные стили, а в конечном итоге — само искусство. На протяжении всей своей карьеры Лихтенштейн смешивал противоположности — естественное и искусственное, высокое искусство и массовую культуру, абстракцию и фигуративную живопись, плоскость и объем, ручную работу и промышленное производство — лишь для того, чтобы найти их гармоничную взаимосвязь. В интервью критику, куратору и фотографу Джону Коплансу пионер поп-арта сказал, что его особый интерес к комиксам родился из контраста чрезвычайной эмоциональности содержания и невозмутимости изображения. Рой Лихтенштейн виртуозно передавал этот контраст, прежде всего, в многочисленных изображениях девушек, которые он создавал в первой половине 60-х. Картины этого периода наделены особой вибрирующей напряженностью. Задумчива

Один из главных деятелей поп-арта — Рой Лихтенштейн (Roy Lichtenstein) — построил свой визуальный язык на имитации: вначале карьеры художник имитировал комиксы и рекламу 1960-х, позже он имитировал предметы обихода, художественные стили, а в конечном итоге — само искусство. На протяжении всей своей карьеры Лихтенштейн смешивал противоположности — естественное и искусственное, высокое искусство и массовую культуру, абстракцию и фигуративную живопись, плоскость и объем, ручную работу и промышленное производство — лишь для того, чтобы найти их гармоничную взаимосвязь.

Рой Лихтенштейн перед своим диптихом "Бу-ух!" ("Whaam!") 1963 г. © Wesley / Getty Images
Рой Лихтенштейн перед своим диптихом "Бу-ух!" ("Whaam!") 1963 г. © Wesley / Getty Images

В интервью критику, куратору и фотографу Джону Коплансу пионер поп-арта сказал, что его особый интерес к комиксам родился из контраста чрезвычайной эмоциональности содержания и невозмутимости изображения. Рой Лихтенштейн виртуозно передавал этот контраст, прежде всего, в многочисленных изображениях девушек, которые он создавал в первой половине 60-х. Картины этого периода наделены особой вибрирующей напряженностью. Задумчивая блондинка с картины “М-Может быть…” обращает взгляд голубых глаз на зрителя и одновременно куда-то в пустоту — внутрь себя. Меланхолично подперев голову рукой в белой перчатке героиня размышляет о причинах своего напрасного ожидания. Очевидно, какой-то мужчина обманул ее. Заурядность ситуации способствуют рождению эмоциональной связи с картиной — зрителю легко поставить себе на место девушки. Ей легко сопереживать. Выражая сильные и понятные любому человеку эмоции посредством клише из массовой культуры Рой Лихтенштейн использует гипертрофированные эффекты языка комиксов в сочетании с элементами письменного текста, придавая своим картинам особую выразительность и глубину, контрастирующую с неестественностью образного языка и нарочитой яркостью цветов.

Интересна также техника работы художника. В своих картинах Рой наносит кистью акриловую краску на холст имитируя промышленную печать — четкие контуры, простые цвета, большие поля ровного цвета и то, что станет его фирменной чертой — точки Бен-Дей (Ben-Day Dots — метод печати для создания областей различных цветов с помощью нанесения на бумагу точек разных цветов и их наложения в разных пропорциях. Метод был разработан в 1879 году иллюстратором и печатником Бенджамином Генри Дейем-младшим). Также для создания своих полотен Рой оборудовал мастерскую специальным образом. Во-первых, он сконструировал мольберт, рабочая часть которого вращалась, что позволяло переворачивать холсты и наносить точные мазки по всей картине без риска смазать свежую краску. Во-вторых, художник соорудил систему зеркал, благодаря которой он мог видеть всю картину целиком во время работы над определенным элементом, лишь слегка повернув голову.

Рой Лихтенштейн, "Руины", 1965 г. © Русский Музей
Рой Лихтенштейн, "Руины", 1965 г. © Русский Музей

В своей серии "Мазки" ("Brushstrokes") Рой иронизировал над преувеличенным арт-критиками культом мазка в абстрактном экспрессионизме, в картинах Поллока и Клайна, например. Переключившись с клише массовой культуры на клише мира высокого искусства, художник подрывал его фундамент, базирующийся на уникальность каждого мазка и неповторимости произведения. Лихтенштейн вырывает мазок из его среды, увеличивает, упрощает и преподносит результат своей иронии посредством стандартизированного языка комиксов. Кажущиеся стихийными большие мазки являются продуктом сложной, кропотливой, практически механической работы художника.

Рой Лихтенштейн, "Желтые и зеленые мазки", 1966 г. © Museum für Moderne Kunst
Рой Лихтенштейн, "Желтые и зеленые мазки", 1966 г. © Museum für Moderne Kunst

В своих работах 1970х-1990х годов Лихтенштейн покусился на святое он переосмысляет работы импрессионистов, постимпрессионистов и кубистов в ироническом ключе. Совершая, по словам самого художника, “индустриализацию” классических произведений высокого искусства, Лиштенштейн посмеивается над картинами, которые сами стали клише массовой культуры, не забывая иронизировать и над своими собственными произведениями.

“Что меня действительно интересует, так это то, как изобразить античувствительность, которой пропитана современная цивилизация. Я считаю, что все искусство, начиная с Сезанна, стало очень романтизированным и нереалистичным. Это утопия. Искусство все меньше и меньше связано с реальным миром. Поп-арт смотрит в лицо современному миру. Поп-арт картины выглядят не как изображения каких-либо объектов, они сами по себе объекты”.
— Рой Лихтенштейн.