Попрощавшись с крестоносцами, Ричард покинул Святую землю, направившись в Кипр. На острове короля тепло встретили, там он во всеуслышание подтвердил, что Кипр принадлежит Ги Луизиньяну (неудачливому претенденту на престол Иерусалимского королевства). В начале октября 1192 года Львиное сердце покинул остров, нацелившись на Марсель, в надежде вернуться поскорее в Англию. Но путь его сложился совсем по-другому, растянувшись на целых два года. Об этом мы и поговорим в статье.
Третий крестовый поход закончился с сомнительным успехом, рыцари, повоевавшие на Ближнем Востоке, стали потихоньку переправляться домой. Первыми прибыли в свои земли подданные германского императора, которые в красках рассказали про все похождения. Естественно, в этих историях английский король представал, если не антагонистом, то, как минимум, очень нехорошим человеком. С особым усердием к воспоминаниям о крестовом походе подошел епископ Бовезский из Франции – Филипп де Дрё. Ему удалось убедить французского короля и его приближенных, что Ричард Львиное сердце повинен в ряде преступлений против германских крестоносцев, а также, что он пошел на сговор с Саладином, замышляя покушение на Филиппа Августа. Вести дошли и до Генриха VI (германский император), которого особо-то и убеждать было не нужно. У него к английскому монарху имелась стойкая неприязнь после сицилийской остановки крестоносцев (об этом на канале есть отдельная статья). Правитель Священной Римской империи распорядился усилить бдительность в своих владениях и, если Ричард туда сунется, незамедлительно задержать его.
Английский король особо не переживал о кознях, критиков и завистников, ведь он возвращался домой со своими преданными солдатами, закаленными в боях на Ближнем Востоке. Но, в очередной раз, кости судьбы выпали не в пользу Ричарда, жестокая буря в море разметала его флот в разные стороны. Он совершает вынужденную остановку на острове Корфу, где получает известие, что в Марселе его ждут солдаты Филиппа, получившие задание захватить английского короля. Тогда Ричард решает плыть вдоль Адриатического побережья и причалить к Рагузе инкогнито.
Английский король очень рисковал, высаживаясь в землях графа Мейнхарда II Горицкова, так как правитель Рагузы приходился вассалом австрийскому герцогу Леопольду V, с которым у Ричарда как-то не заладилось во время крестового похода (здесь можно почитать подробнее об этом). Соблюдая осторожность, английский монарх назвался купцом Гуго, сопровождающим графа Бетюнского. Чтобы никто не задавал лишних вопросов, Ричард отправил щедрые дары Мейнхарду в знак купеческого уважения. Но излишняя щедрость Львиного сердца как раз-таки вызвала дополнительные вопросы. Кроме того, из поселений, в которых останавливались «купцы», приходили известия, что пришельцы пытаются расплатиться диковинными безантами. По итогу, Мейнхард решил, что лучше перебдеть и отправил рыцарей для дополнительной проверки сомнительных гостей. Один из проверяющих, участник крестового похода, узнал Ричарда и рассказал своим коллегам. Короля задержали и сопроводили в замок Дюрнштайн, после чего передали германскому императору.
По приказу Генриха VI, Ричарда денно и нощно охраняли вооруженные рыцари, не дававшие никому приблизиться к английскому королю. К нему даже не пустили Уильяма де Лоншана, у которого к монарху имелось много срочных вопросов, так как в Англии регентскую власть узурпировал младший брат короля – Иоанн, отправив Лоншана в отставку.
Пока королевство Ричарда полыхало огнем междоусобной войны, германский император вместе со своими вассалами решал, что ему делать с почетным пленником. Сговорились провести самый настоящий судебный процесс (считай, первая Гаага в европейской истории), где Ричарду инкриминировали целый список обвинений: агрессивная внешняя политика, приведшая к потере германским императором Сицилии; неправомерный захват Кипра, которым управлял родственник Генриха VI; незаконная продажа и перепродажа острова (речь идет о том же Кипре); косвенное участие в трагической смерти Конрада Монферратского (его убили ассасины, но германцы считали Ричарда заказчиком); попытка убийства короля Франции (вот каким боком тут это обвинение, одному Генриху известно); ну и, конечно, высокомерным отношением к германским крестоносцам. Ричарду удалось поприсутствовать на судилище и даже защищать себя. Согласно воспоминаниям современников, английский король отверг все обвинения и произнес впечатляющую речь, заставившую проникнуться уважением к его персоне.
Несмотря на убедительность аргументов Ричарда, никто не собирался отпускать его из плена просто так. Суд постановил, что английский монарх должен был выкупить свою свободу за 150 тысяч марок и признать германского императора в качестве своего сюзерена. Это отличная иллюстрация случая, когда на каждого крупного хищника, находится хищник покрупнее. Размер выкупа составлял примерный доход английской короны за два года, сумма практически неподъемная, особенно в свете происходящего.
Тем временем, в королевстве Ричарда бушевали страсти. Иоанн (брат короля) сговорился с Филиппом Августом, и они планомерно прибирали к рукам личный домен монарха. Узнав о пленении Львиного сердца, они предложили правителю Священной Римской империи сумму, превышавшую размер выкупа, лишь бы Генрих подержал Ричарда подольше в плену. Император, было, согласился, но вассалы убедили его воздержаться от такого договора. Единственным надежным союзником английского короля стала его мать. Алиенора первым делом выразила возмущение пленением сына, написав римскому понтифику Целестину. Аквитанская герцогиня сделала верный шаг, привлекая внимание к проблеме. Филипп с Иоанном уже не могли действовать незаметно, поэтому предпочли уйти в тень. Алиенора на этом не остановилась, она лично принялась собирать деньги на выкуп Ричарда. По ее наущениям, все налогоплательщики Англии должны были передавать четвертую часть своего дохода в королевскую казну, Алиенора лично контролировала весь процесс.
Тем не менее, собрать 150 тысяч марок оказалось невыполнимой задачей, а Ричард был нужен Англии здесь и сейчас, поэтому было решено направить германскому императору уже имевшуюся сумму и двести знатных английских заложников, в обмен на свободу короля и обязательство «донести» деньги потом. Заботливая мать лично доставила деньги и заложников императору в Майнц. Условившись обо всем, Ричард принес оммаж императору и ушел в закат с мамашей. Пересчитывая деньги, Генрих VI внезапно осознал, что запросил слишком мало и отправил погоню за английским королем, но того уже и след простыл. Тогда, раздраженный император направил письмо Филиппу Августу, оповестив его об освобождении Ричарда. Король Франции, прочитав послание германского правителя, написал следующие слова Иоанну Безземельному: «Будь осторожен. Дьявол на свободе».
Что же можно сказать о возвращении Ричарда с Ближнего Востока? Получилось очень неожиданно и вполне ожидаемо. Здесь можно порассуждать о пресловутом бумеранге кармы, да и о том, что не стоит вести себя как задиристый подросток с ребятами послабее. Рано или поздно найдется старшеклассник, который обязательно даст тебе по зубам. Сложно рассуждать, как закончился бы путь Ричарда, не попади его флот в бурю. Быть может, достаточно спокойно, а может быть, мы получили бы еще с дюжину историй о победоносном шествии английских крестоносцев по Германии. В любом случае, история не терпит сослагательного наклонения, и английский монарх стал вассалом германского императора, получив свободу. Теперь ему предстояло решить внутренние вопросы в своем королевстве, но об этом в следующей серии.
Благодарю за прочтение статьи! Если было интересно/весело/необычно (в хорошем смысле), обязательно ставьте лайк и подписывайтесь! Ваше внимание очень поможет каналу в развитии!