О Ниловой пустыни на Селигере уж слишком многое сказано и написано, наверно, лучшее, что можно ещё сделать – ничего не писать. Даже официальный сайт Нило-Столобенского монастыря в пересказе своей собственной, богатой событиями истории настолько лаконичен, что вся она умещается в короткую табличку из дат с соответствующими им фактами.
Интересный обратный эффект: чем больше информации, тем труднее найти нужную. Среди версий происхождения названия острова Столобный я не нашла самую, казалось бы, очевидную: преподобный Нил зовется Столобенским не оттого, что свой отшельнический подвиг совершал на острове, а остров назван так по памяти старца, принявшего обет столпничества.
В общем, моя история Ниловой пустыни складывается по крупинкам сама собой год от года и каждый раз пополняется, когда я бываю в монастыре на острове. Поэтому для своей статьи про пустынь я фотоматериал не отбирала, как это бывает обычно, а собирала. Здесь почти весь мой фотоархив из 2000, 2012 и 2020 годов, снабженный минимальным количеством букв. Каждая фотография – начало галереи, листая ее →, можно увидеть, как менялся монастырь с годами.
Полуостровок, на котором находится деревня Светлица, и остров Столобный соединяет мостик. С одной его стороны – парковка, на которой в сезон всегда нет мест, а с другой – въездная Светлицкая башня (1863).
Первую деревянную часовню возвели на острове (1560) уже через пять лет после преставления преподобного Нила (1555), а монастырь был основан в 1594 году, и, конечно, до XVII века приходил в упадок и расцветал, строился и перестраивался. Главный собор обители – Богоявленский был возведен (освящен в 1833 году) по проекту архитектора Иосифа Шарлемана, строительство велось под надзором архитектора Анжело Ботани.
«Великолепное четырехугольное здание превосходной новейшей тосканской архитектуры о пяти куполах с трехъярусной такой же архитектуры над западным входом его колокольней…»
В. Успенский (начало XIX века)
В общем, вышло по-итальянски, но с русским размахом.
Внутреннее убранство собора полностью утеряно в советское время.
От входа одна дорожка уходит наверх и вправо, к входу в Богоявленский собор, а налево, вдоль берега озера, к Архиерейской пристани. Берег «облицевали» с парадной стороны гранитом в начале XIX века, тогда же (1814) построили и пристань. К ней приставали лодки шедшего (в смысле плывшего) из Осташкова крестного хода, который совершался каждый год в праздник обретения святых мощей преподобного Нила Столобенского. Паломники высаживались на пристани, поднимались к надвратной церкви Нила Столобенского (1755) и через нее проходили во внутренний двор, ко входу в Богоявленский собор.
В XIX веке Нило-Столобенская пустынь была одним из самых посещаемых паломниками мест. Конечно, и участие государя способствовало этому. Александр I посетил обитель в 1820 году во время своего путешествия по северу России. Император не только молился на Литургии, он обошел все храмы монастыря и побеседовал с настоятелем.
Обойти весь монастырь несложно, тем более что храмов стало меньше. При советской власти была разобрана и сейчас полностью утеряна церковь Иоанна Предтечи, построенная над кельей преподобного Нила Столобенского, в руинированном состоянии Всехсвятская церковь. Однако гулять по острову, разглядывая монастырь и удивительные пейзажи, по-прежнему можно хоть целый день – скучно не будет.
И есть одно место, обязательное к посещению, которое меняет взгляд на вещи во всех возможных смыслах. Это колокольня. В 2000 году подниматься туда было очень страшно, а теперь только долго.
С колокольни во все стороны открываются прекрасные виды, но центральный купол Богоявленского храма на фоне озера есть в галерее смартфона каждого, забравшегося на колокольню. Крест, осеняющий мир. Что-то подобное по силе впечатления я видела ещё на Царевой горе под Самарой.
Вдали от Богоявленского храма и основных строений монастыря, на южной оконечности острова стоит Крестовоздвиженская церковь (1788). До революции все храмы монастыря были белого цвета с серебряными куполами, в таком виде и сохранилась до наших времен Крестовоздвиженская церковь, она осталась наименее поврежденной, по крайней мере, снаружи. Внутрь храма мне удалось попасть лишь однажды, в 2000 году, когда там проводились реставрационные работы (фото в галерее ниже).
Впервые я побывала в Нило-Столобенской пустыни в 2000 году, и для меня монастырь начался, как бы ни было это странно, именно с Крестовоздвиженской церкви. Тем летом я отдыхала с семьей и друзьями в деревне Слобода. Владельцы нашего домика отдыха организовали экскурсию в монастырь, куда мы должны были попасть, с ветерком промчавшись на моторной лодке через Селигер. Лодка отошла от берега примерно на треть расстояния, когда мотор заглох, пожелав нам удачи. Уж сколько времени прошло с тех пор, а я и сейчас помню, что звали нашего экскурсовода Игорь. Остаток пути Игорь протащил моторку с шестью пассажирами на веслах, отвергая помощь, которую мы ему не уставали предлагать, и убеждая нас отдыхать. Высадились мы, конечно, в самой ближней точке острова – у Крестовоздвиженской церкви.
Пойдем обратно от Крестовоздвиженской церкви к братскому корпусу, который мы впопыхах проскочили. Вместе с Богоявленским собором и надвратными церквями Нила Столобенского и Петра и Павла братский корпус образует квадрат внутреннего двора. Эти жилые строения обозначены и как настоятельский корпус, и как гостиница. Насколько я понимаю, сейчас в этих помещениях монастырь селит паломников, а братия живет в стороне.
Надвратный храм святых апостолов Петра и Павла (1764) соединен с настоятельским корпусом. Храм был примечателен своим резным по дереву иконостасом. Ключевое слово, конечно, «был». Внутреннее убранство храма утеряно. Интересно, что резными Царскими Вратами славилась Введенская церковь в Кравотыни, обустроенная таким образом, вероятно, по вдохновению или образцу Петропавловской церкви в Ниловой пустыни.
Благодарю Людмилу, Татьяну, Анну, Дмитрия за фото к этой публикации. Поехали дальше, в Осташков! Читайте другие статьи об окрестностях озера в подборке «Вокруг Селигера».
07.2000, 07.2012, 08.2012, 3.07.2020