Современный автомобиль вне зависимости от бренда предлагает большой набор опций, состоящий из многочисленных электронных помощников и систем безопасности. Зовут эту цифровую няньку ADAS — система помощи водителю, работающая с помощью встроенных камер, радаров и датчиков, чтобы предотвращать опасные ситуации на дороге. И всё это отлично функционирует, но только пока новое и хорошо настроенное.
Слишком умные машины
Эксперты IIHS (Страхового института дорожной безопасности) обеспокоены тем, что часть владельцев автомобилей, оборудованных ADAS, сталкиваются с проблемами при ремонте и повторной калибровке этих систем безопасности. Оказывается, ни официальные дилеры, ни обычные автомастерские не обладают должной компетенцией и оборудованием для технического обслуживания или ремонта машин после аварий. Чтобы восстановить работу ADAS в изначальное состояние, необходимо выписывать специалистов из NASA или отправлять автомобиль на завод.
IIHS повели опрос 3 тысяч автолюбителей, чьи автомобили оснащены ADAS, и выяснили, что многие водители жалуются на качество ремонта. Больше всего проблем доставляли глюки в системах предотвращения фронтальных столкновений и контроля слепых зон — соответственно 59% и 62% владельцев. Людям приходилось неоднократно возвращаться в автосервис для повторной калибровки электроники. Случались и проблемы со страховыми, которые не желают оплачивать специфические работы, а только компенсируют материалы.
Как же быть в этой ситуации?
Современные машины настолько сложны, что не представляется возможным обслуживать их в привычных россиянам гаражных сервисах. Автопроизводители прикладывают значительные усилия, чтобы машины обслуживались только у официальных дилеров. При этом американские эксперты успокаивают читателей, что дилерские центры решат возникшие проблемы, пусть и не сразу.
Для российских автомобилистов ситуация выглядит иначе. Ремонт и обслуживание машин даже у дилеров не отличался высоким качеством, а в сложившихся условиях всё станет ещё хуже. Дефицит запчастей, ограниченный доступ к сервисным программам, прекращение подготовки сервисменов ударят по владельцам высокотехнологичных автомобилей. Но в большей степени проблема затронет покупателей подержанных авто, которым придётся как-то решать возникающие проблемы.