3 февраля в 9.30 на участке наступления 39 гвардейской тьанковой бригады началась артиллерийская подготовка. В 11.15 перешла в наступление пехота, которая достигла переднего края обороны противника и залегла под его сильным ружейно-пулемётным огнём. "Танки смелой и решительной атакой подавили и уничтожили обороняющегося противника, обеспечили безостановочное движение пехоты вперёд".
Попав под огонь артиллерийских и противотанковых орудий, танки соответствующим образом сманеврировали и далее, двигаясь в боевых порядках пехоты, обеспечили успешную атаку населенного пункта Попарино к исходу дня.
За день было потеряно подбитыми Т-34 - 3 штуки, Мк3 - 8 штук. Потери бригады в личном составе составили: 2 офицера убитыми и 3 ранеными, 3 сержанта убитыми и 7 ранеными.
Умело маневрируя на поле боя, командир 1 танковой роты 416 тб гв. старший лейтенант МОГИЛЁВСКИЙ сбил и уничтожил обороняющегося противника на юго-восточной опушке леса южнее Симоновщина - погиб.
Уничтожено: 8 дзотов, 12 станковых пулемётов, 4 миномётные батареи, 6 орудий, до 150 солдат и офицеров противника.
Всё это можно прочитать в журнале боевых действий бригады за 2 февраля 1944 года.
А примерно месяцем ранее, 5 января 1944 года вышел наградной приказ, который подписал Командующий Бронетанковыми и Механизированными войсками 39 армии. Этим приказом были награждены бойцы и командиры 39 гвардейской танковой бригады за отличия в декабрьских боях 1943 года. При этом, подавляющее большинство орденов, которыми были награждены офицеры и сержанты бригады, выходили за рамки наградных полномочий командира бригады.
Вот, например, фрагмент наградного листа на адьютанта старшего 417 танкового батальона гвардии капитана Ивана Ульяновича Чикунова.
Что мы читаем в тексте представления? "Добился чёткой организации взаимодействия между танками, артиллерией и пехотой, в результате чего был прорвана оборона противника и захвачевы населённые пункты..." Далее перечисляются названи 4-х населённых пунктов, которые бригада освободила в ходне боев с 19 по 25 декабря 1943 года. Потом перечисляются результаты боевой работы танкового батальона, в числе которых указаны 3 самоходных орудия "Фердинанд", один танк "Тигр", 10 ДЗОТов, 8 ПТО, 15 рулемётных гнёзд, 5 пушек разных калибров, 2 миномётные батареи... Ктому же гвардии капитан организовал непосредственно на поле боя ремонт подбитых танков, из которых 8 удалось вернуть обратно в строй.
С "Фердинандами" и "Тигром" постараемся разобраться в следующих публикациях. А сейчас лишь отметим, что представление было оформлено на орден Александра Невского. Этим орденом и был награждён гвардии капитан Чикунов.
Начало истории про Степку и его боевых товарищей, воевавших в 192-м мотострелковом батальоне, который входил в состав 192-й танковой бригады (с конца октября 1943 года - 39-й гвардейской танковой бригады), можно прочитать здесь, а её продолжение здесь и здесь, а также в предыдущей публикации.
Степка хотел всего лишь ударить "финкой" по бутылке, чтобы она изменила траекторию своего дальнейшего движения и не опустилась на голову мужчины с портфелем. Но от удара лезвия "финки" бутылка разбилась в руке "городского робин гуда" и осыпала его и его намеченную жертву осколками стекла. В руке у нападавшего сзади парня осталось только горлышко бутылки. К тому же один из осколков довольно глубоко поранил тыльную стороны его ладони. От порезов, которые могли ожидать мужчину с портфелем, его спасла шляпа. Осколки стекла просто ссыпались с неё и с его пальто, зазвенев по брусчатке.
Нападавший парень бросил горлышко бытылки и застонал, зажимая другой рукой рану, из которой довольно потекла кровь. Углубление между тремя соседними булыжниками быстро стало наполняться чёрной жидкостью. Старик с костылем и полураздетая девица замерли от неожиданности, до конца ещё, видимо, не осознавая, что "власть переменилась".
Степка бросил на ходу девице:
- Оденься, замерзнешь!
Блеснув лезвием в тусклом свете отдалённого уличного фонаря, "финка" придала весомости и следующей Степкиной фразе, обращённой уже к старику:
- Дед, опусти костыль, а то упадёшь!..
Сзади до Степки донесся голос спасённого им, по крайней мере, от сотрясения мозга мужчины с портфелем:
- Молодой человек, у гражданина сильное кровотечение, видимо вена повреждена... Надо бы перевязать.
Степка не стал возражать, когда мужчина достал из портфеля санитарный пакет и профессионально стал перевязывать ладонь парню, который к тому времени стал заметно бледным даже в свете тусклого фонаря и сидел на брусчатке, находясь на пороге потери сознания. Девица натянула обратно платье, подняла и накинула на плечи своё пальто. Старик тоже уже почти пришёл в себя, достал из кармана кисет и стал немного дрожжащими пальцами сворачивать "козью ножку".
Степка спрятал "финку" на место и поинтересовался у старика:
- И давно вы так промышляете?
Инвалид вздохнул:
- Второй раз вышли... А что прикажешь делать? Эта дурёха все продуктовые карточки третьего дня потеряла, а до конца месяца ещё почти три недели... У нас ещё двое галчат каждый день есть просят, Борька и Машка, несмышлёныши три и четыре годика... Продали сперва какое-никакое шмутьё на толкучке, так только на один "кирпич" хлеба хватило за непайковую цену...
Парень всё-таки умудрился к тому моменту потерять сознание, упасть на брусчатку и его теперь приводили в чувство общими усилиями девица и мужчина в шляпе. Старик взглянул изподлобья на Стёпку:
- Мусоров будете вызывать?..
Ответом на этот вопрос заинтересовалась и пара, хлопотавшая около парня. Встреча с "мусорами" сегодня не входила в планы охотника за шпионами, находящегося на полулегальном положении. Степка пожал плечами и ответил, при этом вопросительно взглянув на мужчину в шляпе:
- Я не буду...
Мужчина, к которому был обращён немой вопрос, посмотрел на часы и пробурчал:
- Мне вообще-то некогда, я уже и так сильно опаздываю...
Степка понимающе кивнул и добавил:
- Мне тоже нужно идти, а то так и на последний троллейбус можно опоздать.
Девица благодарно воскрикнула:
- Ой, спасибочки вам, люди добрые... Брательнику-то через полгода в армию пора будет...
Старику кремнем с трутом удалось зажечь свою "козью ножку". Он сделал глубокую затяжку и сказал:
- Благодарствую, люди добрые. Урок выучен. Не обессудьте, если что не так...
Напряжение стало спадать. Мужчина в шляпе решил даже пошутить, чтобы окончательно разрядить обстановку:
- Не ходите больше так за шерстью, а то вернётесь бритыми...
Степка порылся и достал из кармана "денежную трубочку", полученную несколько часов назад от немецкого шпиона. Он вложил деньги в ладонь старика, сжимавшую костыль. Пока старик разглядывал полученный подарок, Степка прокомметривал:
- Тут должно хватить вашим галчатам на еду с неделю наверное...
Мужчина в шляпе тем временем снова открыл свой портфель, достал оттуда банку мясных консервов и банку сгущенки, протянув их девице со словами:
- Вот, возьмите... И если кровотечение скоро не остановится, обратитесь в неотложку. Травма у него вполне бытовая, порезался стеклом. А завтра с утра приходите с братом в первую градскую больницу, в приёмный покой, спросите завотделением гинекологии. Брату скорее всего понадобиться завтра рану осмотреть и возможно сделать перевязку... Я попробую вас устроить на работу санитаркой или уборщицей, а брата к истопникам...
Старик захлюпал носом, девица тоже запричитала и полезла обниматься с мужчиной в шляпе, а потом со Степкой. От этой возни пришёл в себя и парень с перевязанной рукой. Через несколько минут старик с девицей повели его в соседний двор, а Степка с мужчиной продолжили свой путь к троллейбусной остановке. Подходя к остановке, мужчина взял Степку за рукав и спросил:
- У вас что с головой, молодой человек?
Степка натянул картуз поглубже:
- Небольшая травма, швы надо будет снимать через несколько дней...
Мужчина продолжал поддерживать разговор:
- Ясно... А как вас зовут?
Степка представился. Мужчина в ответ приподнял свою шляпу:
- Очень приятно. Яков Ефимович к вашим услугам. Спасибо вам...
Степка махнул рукой, сопроводив этот жест фразой "не за что" и вслед за своим новым знакомым поднялся в полупустой троллейбус. Помолчали. Яков Ефимович вышел через две остановки, крепко пожав на прощание Степке руку.
На квартире его уже ждал Виктор, который готовил ужин. Он вместо приветствия буркнул:
- Чего так долго?.. Проблемы были?
Степка отрицательно помотал головой и пошёл мыть руки. На ужин была яичница с салом и (специально для Степки) кофе с молоком. От запахов у Степки потекли слюнки. В квартире было уже совсем тепло по сравнению со вчерашним днём. Висевшая в ванной комнате большая ёмкость с окошком в центре, в котором зажгли гнебольшую газовую горелку и которую Виктор называл "котёл", сумела за сутки нагреть не только воду в кране, но и большие чугунные батареи, установленные в каждой комнате под окном.
Виктору надо было только пересказать содержание разговора с Иваном Петровичем, все остальные "внешние" атрибуты встречи с немецким шпионом старший лейтенант, хоть и издаленка, но наблюдал собственными глазами.
Что за здание находилось по адресу, который сообщил Степке Иван Степарнович, Виктор не знал. Он только лишь высказал предположение, что адрес был указан с некоторой подстаховкой. И объектом (или целью) завтрашнего "Степкиного поручения" скорее всего будет здание или учреждение где-то поблизости.
Решили подождать Иннокентия Петровича. Тот пришёл еще через почти час, большие настенные часы только что пробили двенадцать раз. Подполконик попросил только стакан чая и выслушал перво-наперво пересказ разговора с немецким шпионом. Во время пересказа он только тёр красные глаза, задал несколько уточняющих вопросов, вышел в другую комнату, позвонил и поговорил с кем-то по телефону. Вернувшись обратно и налив себе второй стакан чая, он попросил Виктора спуститься вниз и отправить шофёра "за нужной картой".
Через полчаса на столе было расстелена карта района Москвы. В её "северо-западном" углу и находилось здание, у которого завтра утром была Степке назначена встреча для "выполнения очередного поручения".
Над картой "кумекал" в основном подполковник. Иногда он выходил в комнату с телефоном и кортко разговаривал с кем-то. Его подчиненные выполняли роль статистов и вскоре он отправил их "куда подальше" с резолюцией "мешайте". Степка удалился в лругую комнату и занялся зашиванием дырок от собачьмх клыков на пальто, пиджаке и рубашке. Результатом на рукаве пальто и рубашки он остался доволен, а вот "ёлочки" на рукаве пиджака "сбились". Тем более, что нитки он нашёл всего двух цветов, чёрного и белого. Потом у Степки возникло желание постирать белую рубашку. За одно он "под шумок" понежился в ванне. Немытая уже почти неделю голова под бинтами сильно чесалась, но с этим пока нужно было смириться. Виктор всё это время ходил "покурить и поболтать с шофёром" во двор.
Когда настенные часы пробили два раза, подполковник собрал своих подчиненных снова над картой и коротко изложил свои соображения и предположения:
- По всему получается, что поблизости есть только три объекта, которые могут быть "пригодны" для завтрашнего "краткосрочного поручения" нашего незаменимого Степана... Оди из объектов, кстати, является тем же самым, что и я имел ввиду, когда говорил Степану об "отдельном пручении"... Это наводит на определённые размышления. Но сейчас - не об этом... Завтра мы на всякий случай будем контролировать все три объекта, сил для этого выделено, как говорится, с лихвой.
Далее подполковник коротко охарактеризовал своим слушателям "обстановку" уже касательно конкретно каждого из трёх "объектов", согласовал с ними некоторые другие детали и отправил "слушателей" спать.
На следующее утро Степка прибыл по указанному ему адресу, как говорится, сильно загодя. Он уже примерно полчаса "нарезал круги" вокруг большого серого здания "аж о пяти этажей", когда перед его взором замаячила до неприятности знакомая фигура... Деда.
Степка внутренне дополнительно подобрался и сосредоточился. Как показывал недавний опыт, от этого персонажа можно было всего ожидать.
Но сегодня Дед был сама любезность. Он принёс с собой для Степки в почти новом большом портфеле на двух замках доверенность от артели и заполненный кассовый ордер на семизначную сумму. По этой доверенности Степка превращался в помощника артельного бухгалтера. На словах любезный Дед пояснил, что Степке надлежит пойти и получить в соседнем здании (по вчерашним прикидкам подполковника это был объект номер два) указанную в ордере сумму. Степке от полученной суммы причиталось аж целых пять процентов. Степка для начала исследовал внутренности полученного портфеля под насмешливым взглядом Деда и вопросом, заданным ехидным тоном:
- Мину ищешь?
Застегнув портфель на оба зпмка, Степка авторитетно ответил:
- Береженого Бог бережёт!
Дед поинтересовался:
- Судя по всему, ты согласен?
Разговор их проходил одновременно с их приближением к тому самому "объекту номер два", рядом с парадным входом которого висела скромная табличка с надписью "Государственный Комитет Обороны. Трофейный комитет". У входа стоял бравый ефрейтор с карабином на изготовку. У бровки тротуара стояли две легковушки.
Дед завернул за угол здания, показал пальцем на небольшую пристройку во дворе с неприметной дверью и сопроводил этот жест словами:
- Тебе сюда... Я вон на той скамейке подожду.
Степка решил немного покочевряжеться:
- А если меня там повяжут, скажем, из-за документов?
Дед ответил вполне серьёзно:
- Не дрейфь, документы у тебя чистые...
Охотник за шпионами кивнул, вздохнул и направился к указанной двери сразу вслед за пожилым и сухощавым мужчиной в очках, одетым в плащ и со шляпой в руке, который, на взгляд со стороны был совершенно "бухгалтерского вида". Этот мужчина только что свернул во двор с другой стороны улицы. Он помахивал в руке небольшим чемоданчиком, пока явно пустым. Степка заметил, что от рукоятки чемоданчика в рукав плаща у этого мужчины шла металлическая цепочка, блеснувшая на солнце.
Вечная Слава и Память солдатам и командирам Красной и Советской армии, участникам Великой отечественной войны!
Берегите себя в это трудное время!
Подпишитесь на канал , тогда вы не пропустите ни одной публикации!
Пожалуйста, оставьте комментарии к этой и другим публикациям моего канала. По мотивам сделанных комментариев я готовлю несколько новых публикаций.