Найти тему

Тайна деревянных ящиков. Подвиг препаратора Ульяны Лазаренко. Часть 2-я.

Оглавление
Ульяна Ивановна Лазаренко в 1946 году была награждена медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны».
Ульяна Ивановна Лазаренко в 1946 году была награждена медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны».

Продолжение истории. Начало читайте здесь.

Виселица за саботаж

В опустевшей Биофабрике осталась горстка женщин, стариков и детей. В поселке повисла напряженная тишина. Августовским утром сюда вошли наступающие фашисты. В это время в школе проводились уроки, и ученики запомнили первую встречу с врагом.

В класс ворвались два немца в касках и с собаками, прошли по рядам между парт. Испуганные дети встали с мест.

Учительница русского языка и литературы по фамилии Падва, увидев испуг учеников, заговорила с немцами. На немецком языке она сказала им:

- Пожалуйста, не пугайте детей. У вас тоже есть мамы и дети. Вы же солдаты, а не звери.

Тогда кто-то старший по званию вывел солдат из класса.

В поселке разместилась летная часть. А в школе оккупанты развернули госпиталь. Вскоре немцы собрали семьи евреев и увезли их на грузовике. Больше их не видели.

Для людей, оставшихся в поселке, каждый день длился бесконечно долго.

Оказалось, что немцы хорошо знали, чем занимается Биофабрика. Им нужна была вакцина. Оккупанты проявили большой интерес к биологическим исследованиям и препаратам, требовали запустить производство.

Оставшихся сотрудников предприятия заставили ходить на работу. Они делали вид, что пытаются возобновить производство, чтобы сюда не прислали немецких специалистов.

Чтобы не дать немцам зайти на фабрику, работники пошли на хитрость. Они сказали им, что на территории разбиты ампулы с опасными инфекциями, которые представляют опасность, а сами работники уберут угрозу.

Поэтому немцы людей не трогали. Они заводили их на территорию фабрики, но сами на производство не шли.

Каждый раз препараты «не получались», было не то качество. А они и не могли получиться – все основные узлы оборудования были надежно спрятаны, документация эвакуирована, даже животные были увезены перед приходом врага.

Было место подвигу и в немецкой оккупации – выстоять, вытерпеть, не предать соседей и коллег по цеху. Не выдали старичка-старосту, у которого два сына были офицерами Красной Армии, не выдали семью Лазаренко, хотя в действующей армии были братья: шофер Алексей Яковлевич и летчик-истребитель Петр Яковлевич.

Те, кого гнали на фабрику, упорно не раскрывали секреты, они тянули время. Пока из Германии не прислали специалиста. Он провел обеззараживание территории, разобрался в ситуации на производстве и стал догадываться, что происходит саботаж.

Тогда работников Биофабрики, в том числе Ульяну Лазаренко, стали таскать на допросы.

Староста предупредил Ульяну Ивановну, что в списке на казнь она значится первой. А виселица уже стояла в центре поселка в сквере вместо снесенного памятника Ленину, в том самом месте, где сейчас располагается автобусная остановка у почты.

Несколько раз по ночам люди разрушали это орудие экзекуции. Но оккупанты устанавливали виселицу вновь.

Казнь должна была состояться 27 января 1943 года. Немецкий офицер предупредил Ульяну Лазаренко, что если она сбежит, будут казнены пожилые родители мужа.

Медаль У.И. Лазаренко «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны».
Медаль У.И. Лазаренко «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны».

Освобождение

Но убить людей фашисты не успели. Накануне назначенной казни, 26 января в поселок вошли подразделения 389-й стрелковой дивизии под командованием героя СССР полковника Колобова.

Бабушка вспоминала, что солдат звали «юлдаши» - товарищи, так как они были в основном узбеками и таджиками. Бойцы были замерзшие, уставшие, вся одежда у них была во вшах.

Ульяна Ивановна повела их мыться на фабрику. Всю одежду сложили в автоклавы и продезинфицировали.

Солдаты привезли с собой барана. Они приготовили из него плов. Сидели после бани и ели. А жители поселка стояли вокруг, смотрели на освободителей и не верили своему счастью.

Немцы из Биофабрики ушли в сторону конзавода «Восход». Ульяну Лазаренко послали на разведку проверить, остались ли там оккупанты. Она оделась как старушка, взяла в руки палочку и пошла на разведку в поселок Восход. Врагов там не обнаружила. Вернулась и сказала, что дорога свободна.

В ночь на 27 января солдаты 389-й стрелковой дивизии пошли освобождать Кубань дальше.

Заработала в полную силу

Благодаря быстрому наступлению Красной армии, фашисты не успели не только казнить работников Биофарики, но и разрушить само предприятие. В то время, как все вокруг лежало в руинах, уже через месяц на предприятии начался выпуск вакцин.

В Новокубанском архиве даже есть документы, в которых отмечается, что такой быстрый запуск производства – через месяц после освобождения - случай беспрецедентный.

Немалую роль в этом сыграли спрятанные Ульяной Лазаренко накануне оккупации оборудование и образцы вакцин. Их откопали и вернули на предприятие сразу, как только позволила зимняя погода.

В марте 1943 года в трудовой книжке Ульяны Ивановны Лазаренко появилась новая запись о том, что она приступила к работе исполняющей обязанности заведующей сывороточным цехом. Биофабрика заработала в полную силу.

Родина оценила трудовой подвиг сотрудников «Армавирской биофабрики» и в 1946 году 174 работника, в том числе У.И. Лазаренко, были награждены медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны».

Алексей Яковлевич Лазаренко на войне был водителем. Награжден медалью «За оборону Москвы».
Алексей Яковлевич Лазаренко на войне был водителем. Награжден медалью «За оборону Москвы».

Белый клубочек вывел из окружения

Муж Ульяны Ивановны - Алексей Яковлевич Лазаренко ушел на фронт с Биофабрики в числе первых и воевал до 1945 года. В 1941 году при отступлении был в Витебском котле, шесть раз выходил из окружения. Прячась от фашистов, они с однополчанами сидели по шею в болоте. В результате у него развилось крупозное воспаление легких.

Из Витебского котла он смог вырваться на машине, вывозя раненых. В семье хранят чудесную историю этого спасения:

- В машину Алексея Лазаренко погрузили раненых и приказали вывезти их из окружения через леса. Он ехал долго без сна и стал засыпать за рулем. Вдруг у него перед глазами появился белый клубочек, который катился и указывал путь. А очнулся шофер от радостного крика раненого солдата, который известил о выходе из окружения.

Затем Алексей Яковлевич участвовал в битве за Москву. Был водителем в летной части на аэродроме. Подвозил к самолетам летчиков и боеприпасы. Возил солдат и грузы на линию фронта. Был награжден медалью «За оборону Москвы».

После тяжелого ранения и лечения в госпитале до самого окончания войны был водителем в тыловых подразделениях.

Вернулся домой в 1945 году и снова пошел работать на фабрику. Был шофером, заведующим гаражом, заведующим складом. Проработал на предприятии более 30 лет.

Фотографии из архива семьи Замореевых.

Продолжение следует

Записал Сергей ШЕПТУН