Недавно, засыпая, я вспоминал приморское телевидение образца 90-х. Если помните, раньше на ТВ было модным пускать в нижней части экрана бегущую строку с объявлениями и рекламой (я более 10 лет не смотрел телевидение в России, поэтому не знаю, делают ли так сейчас). Был период, когда всю бегущую строку заполонили просьбы продать некое “0,3 экю”. Я хорошо запомнил это магическое сочетание цифр и букв, потому что по местным каналам без всяких лицензионных соглашений показывали “Симпсонов”, “Секретные материалы”, разнообразное аниме и недавно вышедшие блокбастеры. И пока агент Скалли спасала агента Малдера от проклятого Курильщика, бегущая строка нон-стоп запечатлевала на скрижалях детского подсознания заветные 0,3 экю.
Зачем они были кому-то нужны, я понимал слабо; тем более, что от “экю” веяло стариной и европейским сказочным фольклором, с коим я успел ознакомиться. Я лишь понимал, что для 0,3 экю нужен паспорт моряка; что мой отец эти 0,3 экю скоро заработает; и что есть ещё крутые тачки с 5 экю, наподобие нашей “Тойота Е-Дэ” — всё.
И вот, вспоминая приморское телевидение, я наконец-то решил раскрыть для себя тайну “экю”, сел за компьютер и погрузился в исследование вопроса, закрывая брешь в разрозненных детских воспоминаниях.
Прежде всего, стоит сказать, что же именно носило название “экю” в XX веке. Как я и подозревал, так называлась денежная единица; но не обычная, а безналичная, созданная для расчётов внутри валютной системы ЕС и ЕЭС. Аналог переводного рубля, использовавшегося в СЭВ. Вот такой у экю был символ: ₠; вот такая была расшифровка аббревиатуры: “European Currency Unit” (“европейская валютная единица”, поэтому правильно писать ЭКЮ, но мне лень). И, в итоге, прослужив с 1979 года верой и правдой, экю с 1 января 1999 года превратился во всеми нами любимый евро (в соотношении 1:1).
Иногда, кстати, экю в развлекательных и не очень целях воплощали в металле и бумаге, так что я специально для этого поста прикупил голландскую монету 1995 года достоинством 2 ½ экю в качестве наглядного образца.
Но где Европа, а где траулеры, везущие во Владивосток обледеневшие иномарки с японских помоек? Какое отношение какая-то там внутренняя европейская валюта, которую даже в обменнике не купишь, имела к автодельцам и русским морякам?
Как оказывается, самое прямое. Если открыть любой отечественный нормативно-правовой акт 90-х годов (до 1998 года включительно, естественно), касающийся таможенных пошлин, то можно обнаружить, что все пошлины исчисляются в экю. И была пошлина, в том числе, на импортируемые автомобили: целых 5 экю за 1 кубический сантиметр объёма двигателя. То есть берём нашу Toyota Carina ED с объёмом двигателя 2,0 литра и получаем дикую пошлину в 10 тысяч экю, что в 1996 году составляло 11 с половиной тысяч долларов США. При том, что отец, откопав машину из-под снега на японской стоянке для авто, подлежащих утилизации, отдал за неё аж 600 долларов. Затем погрузил её на палубу траулера, которым командовал, и привёз в родной колхоз. И совершенно при этом не обнищал. Благодаря 0,3 экю? Не совсем.
Упомянутые 0,3 экю за 1 кубический сантиметр двигателя — это величина льготной таможенной пошлины для граждан РФ, которые провели за границей суммарно больше 6 месяцев. Устанавливалась она Постановлением правительства РФ №808 от 18.07.1996. Как вы понимаете, мой отец вместо баснословных тысяч долларов отдал бы пошлину в каких-то 700 долларов (курс экю был примерно $1,14), если бы привёз машину после июля 1996 года. Но нет, он привёз её в 1995 и не заплатил пошлину, потому что привёз для собственного пользования. А Постановление правительства №1322 от 23.12.1993 гласило, что пошлину в 5 экю с кубического сантиметра мой отец должен был заплатить лишь в случае “отчуждения” автомобиля в течение 2 лет после ввоза в страну. Поэтому до 1996 года японские иномарки, привезённые моряками, продавались официально внутри страны редко. В основном распространены были “продажи по доверенности”, когда право собственности на автомобиль фактически не передавалось. Так и ездили годами. На доверии.
Что же изменилось с появлением единой пошлины в 0,3 экю для любителей провести время вдали от Родины? После вступления в силу постановления о льготной пошлине началась настоящая охота за владельцами льготы: бегущая строка; отдельные блоки рекламы на ТВ, в газетах, по радио, на рекламных щитах и растяжках. Как можно воспользоваться чужой льготой по чужому документу? Автодилеры (или просто крутые пацаны, захотевшие тачку под стать своей крутости) брали счастливчика, решившего продать свою льготу “0,3 экю”, с собой в Японию, где счастливчик покупал как бы самостоятельно автомобиль и ввозил его в Россию вроде как для себя. А уже на родном берегу спокойно оформлял, по сути, фиктивный договор купли-продажи с тем же автодилером / крутым пацаном. По такой схеме за “0,3 экю” можно было выручить от 500 до 900 долларов США, если верить некоторым интервью с таможенными чиновниками тех лет. Сведений от моего отца нет, так как он всё время возил машины для себя-любимого и льготу ни разу не продал.
Как зарабатывалась льгота? В 1996 и начале 1997 годов отсчёт заветных 6 месяцев вёлся в упрощённом варианте, так что они могли стартовать и до 1996 года. Однако в середине 1997 отсчёт “выслуги” начал вестись с 1 августа 1996, причём внимательно следили за отметками о пересечении границы. К тому же, льгота действовала на автомобили, возраст которых составлял более 3 лет, так что новые машины по-прежнему шли по 5 экю с кубического сантиметра. И, само собой, их регулярно пытались ввезти под видом старых. На пришедшие в порт суда, гружёные автомобилями, таможенники, милиция и прокуратура совершали не менее регулярные рейды, тщательно проверяя год выпуска привезённых по льготе транспортных средств и совершенно не участвуя в коррупционных схемах.
А в 1999 году льготу отменили (как, собственно, и расчёты в экю), и бегущая строка более ничего на скрижалях моего подсознания не запечатлевала.
Автор - Apologet Insane