Надежна, как швейцарские часы. Только здесь намного больше шестеренок. Еще десяток лет назад поверить в то, что в Беларуси появится своя атомная станция, было сложно. Но уже не один год страна получает энергию от Островецкой АЭС. Расскажем, как работает атомная станция, что такое брызгальные бассейны и почему нам должна завидовать Молдова.
Стартуем весной
12 млрд кВт•ч! Еще одна большая цифра, которая показывает, сколько электроэнергии за полтора года выработал первый энергоблок. Такое количество электричества вполне себе может заменить 3 млрд кубометров природного газа. Ровно столько, согласно данным Международного энергетического агентства, потребляет Молдавия в год. То есть, по сути, всего лишь один энергоблок Белорусской АЭС может закрыть все газовые потребности одной небольшой и, к сожалению, несамостоятельной страны.
В этом году в промышленную эксплуатацию планируют ввести уже второй энергоблок. Пробное включение в сеть состоится весной.
— На объекте завершены практически все строительно-монтажные работы, остались вопросы благоустройства, отделки помещений. Все находится в стадии предпусковых операций, — утверждает заместитель министра энергетики Республики Беларусь Михаил Михадюк. — Запустим цепную реакцию и пройдет серия исследований нейтронно-физических, электрических, гидравлических и других испытаний на различных режимах работы блока с поэтапным наращиванием его мощности. Первое пробное включение второго энергоблока в сеть планируется в марте-апреле этого года. Но первое включение в сеть не означает, что энергоблок не будет отключаться. В соответствии с программами мы должны поднимать до определенной мощности, проводить испытания, потом сбрасывать мощность до нуля и снова испытывать. Данный процесс займет не менее полугода. Для нас самое главное — обеспечить безопасную эксплуатацию энергоблока, ядерную и радиационную безопасность. Потому подходим к выполнению работ скрупулезно.
Белорусский Атомград
Эхо Чернобыля, ЧП на Фукусиме… Соседи, которых, как известно, не выбирают, литовцы, всеми силами пытались остановить ввод Белорусской АЭС в эксплуатацию. Рассказывали все новые и новые байки о ее небезопасности. И это не удивительно, ведь их Игналинскую станцию, наследие СССР, цивилизованное европейское сообщество закрыло на раз-два. Правда, не без скандалов. Прекращение работы АЭС стало серьезным экономическим ударом для страны. Теперь литовцам раздают таблетки с йодом, пугая возможными ЧП на Белоруской АЭС. Однако обывателю достаточно приехать в Островец и своими глазами посмотреть, как развивается этот небольшой городок, а в перспективе — Атомград, чтобы понять: здесь собираются жить и работать тысячи белорусов. Потому что хорошо и безопасно.
Все уроки чужого прошлого учтены. Белорусская станция построена по проекту АЭС-2006. Он соответствует самым современным, так называемым постфукусимским, нормам безопасности.
— На случай аварийного отключения электроснабжения на БелАЭС для каждого энергоблока у нас создана резервная станция, где находятся четыре дизель-генераторные установки, — рассказывает заместитель начальника электроцеха БелАЭС Владимир Тащян. — На случай запроектной аварии такая станция в состоянии обеспечить пассивный отвод тепла от реакторной установки. На «Фукусиме-1», после того как произошло землетрясение и цунами накрыло резервную дизель-генераторную станцию, электроснабжениебрать было неоткуда. У нас такого не произойдет.
С «мозгом» и «сердцем»
«Мозг» атомной станции — центральный пункт управления. Звучит по-космически, да и выглядит так же: множество мониторов со схемами и индикаторами, а главное место занимает панорамный монитор во всю стену. Здесь сотни специалистов в режиме 24 на 7 следят за энергосетями станции и управляют системами безопасности.
Два десятка лет на Запорожской АЭС, куда сегодня периодически прилетают украинские снаряды, проработал Андрей Атаманюк. Сегодня он дежурный начальник смены в Островце. Как устроен атомный организм станции, знает, как никто другой.
— Пункт управления работает в круглосуточном режиме с главными диспетчерами ТЭС, чтобы правильно распределить передачу энергии от энергоблока к потребителям. На данный момент энергоблок №1 находится на 100-процентной мощности и выдает в энергосистему страны 1180 МВт, — отмечает Андрей Атаманюк.
А вот путь к «сердцу» АЭС — реакторному залу — закрыт для любопытных глаз. Сюда можно заходить только во время перезагрузки ядерного топлива или ремонта.
40% стоимости — на безопасность
В среднем раз в год реактор останавливают, расхолаживают, проводят техобслуживание и диагностику. В 2022-м такая была и на Белорусской АЭС. Это стало поводом для сотни вбросов о том, что атомная станция сломалась, находиться там небезопасно и якобы на БелАЭС даже произошло облучение персонала. Подобное — не более чем очередные фейки. Минэнерго тут же заверило, что многоуровневые системы автоматической защиты просто-напросто исключают возможность облучения радиацией. Вот так плановые работы можно выдать за серьезную катастрофу.
— Негативная информация о поломке на станции необоснованна, — говорит заместитель главного инженера по ремонту БелАЭС Сергей Быльчинский. — Планово-предупредительный ремонт — это регламентная процедура, которая соответствует технологическим документам, нормам и правилам. По опыту эксплуатации все АЭС проводят данные ремонты с топливными перегрузками.
Чтобы успокоить особо впечатлительных граждан, отметим: денег на безопасность наши атомщики не пожалели. В стоимости АЭС около 40% — расходы, которые приходятся на данную область.
Здание реактора имеет две защитные оболочки — внутреннюю и наружную. Внутренняя исключает выход радиоактивных веществ в окружающую среду. Наружная (вместе с внутренней) служит физической защитой от природных и техногенных внешних воздействий, включая землетрясение и ураганы.
Зачем же все-таки Беларуси своя атомная станция?
- После запуска БелАЭС на полную катушку она одна обеспечит порядка 40% от всей электроэнергии в стране.
- В перспективе станция начнет подачу энергии во все регионы Беларуси — идет работа над распределительными сетями.
- АЭС будет вырабатывать порядка 18 млрд кВт•ч электричества ежегодно.
- Атомная электроэнергия заместит до 5 млрд кубометров природного газа. За это природа точно скажет спасибо!
- Экспортный энергопотенциал Беларуси может вырасти в 2 раза.
В копилку про безопасность — еще один факт. Белорусская АЭС — это уж точно одно из самых безопасных мест в стране. Ведь воздушное пространство над ней охраняет целый гвардейский зенитно-ракетный полк.
На БелАЭС турбина весит как пять полностью загруженных самолетов и делает 3 тысячи оборотов в минуту. Именно здесь тепловая энергия из реактора преобразуется в электрическую и поступает в сети.
Длина турбины — 75 м, вес — 2,5 тыс. т, мощность — 1,2 тыс. МВт
Казалось бы, при таких параметрах все вокруг должно грохотать и трястись, но нет: если на фундамент агрегата ребром поставить монету, она не упадет.
Не менее грандиозной выглядит и система охлаждения. Около 6 тысяч тонн воды в час циркулирует через четыре брызгальных бассейна. Каждый — объемом 24 тысячи кубометров. Вода испаряется и отдает тепло при соприкосновении с атмосферным воздухом. Выглядит как минимум красиво. Десятки фонтанов бьют на несколько метров в высоту, разбрасывая капли в стороны.
Будет и третий!
А еще на атомной станции есть свой завод — мастерские станочного оборудования, где изготавливают детали, необходимые для планово-ремонтных работ. В цехе централизованного ремонта трудится Сергей Микулевич, шлифовщик с почти 40-летним стажем, за его плечами — агрегатный завод и завод оптического станкостроения. На АЭС он применяет все свои лучшие навыки.
— Мы изготавливаем эксклюзивные детали в единичном экземпляре, поэтому не имеем право на ошибку, — утверждает Сергей Микулевич. — Нужно сделать заказ качественно и в срок. Поэтому контингент работников у нас подобран очень профессиональный: все с пятым или шестым разрядом. Но и этого недостаточно. Попасть сюда крайне сложно: нужно иметь хорошую квалификацию, характеристику, приличный стаж; пройти многочисленные проверки, в том числе по линии спецслужб. Я искренне горжусь тем, что работаю на БелАЭС, это не каждому дано.
Как отметил Михаил Михадюк, сейчас идет работа с Минэкономики и НАН Беларуси по изучению вопроса о возможности строительства третьего энергоблока АЭС. Разрабатывается технико-экономическое обоснование, чтобы принять окончательное решение.
Энергокризис в Европе спровоцировал рост спроса на мирный атом. И пока многие страны только приходят к такому осознанию, Беларусь уже сформировала собственную ядерную инфраструктуру. И, возможно, в скором будущем построит свой третий энергоблок.
Автор: Наталья Антоненко