Из отраслей, которые за год не пострадали, об улучшении состояния заявили только руководители фирм из сфер услуг и строительства. Остальные представители отраслей сообщили об ухудшении положения по сравнению с 2021 годом. Например, в 3,2 раза сократилась доля предприятий обрабатывающей промышленности.
Предприниматели указали перечень наиболее острых проблем, которые препятствовали эффективной работе в 2022 году. В пятерке:
- рост цен поставщиков (заявили 54,2% руководителей компаний);
- недостаток квалифицированных кадров (52%);
- санкции (47,3%);
- снижение внутреннего спроса (33,1%);
- рост тарифов (21,5%).
В отличие от прошлых лет, в топ-5 негативных факторов вошло влияние международных экономических санкций. Но есть и позитивные моменты, которые выявили компании, говоря об улучшении. Среди них — выход на новые рынки сбыта.
В 2022 году государство вводило меры поддержки для бизнеса. Опрос показал, что самой эффективной мерой стала легализация параллельного импорта, об этом заявили 94,4% опрошенных. Следом идет автоматическое продление лицензий и разрешений на 12 месяцев (93,3%) и мораторий на плановые проверки бизнеса (92,2%). В числе самых неэффективных мер государства предприниматели назвали полугодовой мораторий на банкротство и кредитные каникулы / отсрочку платежей.
Важным блоком стало импортозамещение. Для большинства средних и крупных промышленных предприятий — участников опроса сырье не стало серьезной проблемой в плане замены в связи с уходом компаний из «недружественных» стран. При этом комплектующие, узлы и оборудование имели критическое значение для большей половины респондентов — 60 и 63,3% соответственно. Более 62% руководителей компаний сказали, что в уходе западных брендов нет ничего хорошего для российского бизнеса (23% заявили, что к хорошему можно отнести снижение конкуренции). Каждая вторая компания лишилась поставщиков, ощутила трудности с обслуживанием оборудования и логистикой. 68% компаний заявили, что российские аналоги уступают импортным.
«За последние десятилетия станкостроительная и инструментальная промышленность практически уничтожена. Осталось немного предприятий, которые что-то делают. Строительные компании были вынуждены уйти на приобретение станков за рубежом. В связи с санкциями февраля 2022 года и последующими ситуация все хуже, хуже и хуже. Наши показатели в 2022 году оказались на порядок ниже, чем в предыдущие годы. Мы вышли на показатели 2009 года — времен мирового кризиса», — заявил на встрече в здании СОСПП гендиректор «Пумори-инжиниринг-инвест» Владимир Ревзин.
По его словам, мир ушел далеко вперед по качеству изготавливаемого оборудования по сравнению с продукцией российских предприятий.
«Уже с 2014 года, когда «Крым стал наш», заработали программы импортозамещения, заработали не очень эффективно. Очень слабо продвинулись в производстве станков. Попытка государства создать некие холдинги не увенчалась успехом. Пока ситуация не очень хорошая. Страна на сегодняшний день полностью зависима от иностранных поставщиков. Просто вектор сменился с европейско-американского на восточный. Качество хуже, цены наши поставщики быстренько задрали. Программы по импортозамещению есть, мер поддержек много, но мы не смогли ни одну программу на себя применить», — подчеркнул Ревзин.
Марк Розин, директор компании «Уральский хризотил», производящей текстильные и хризотилтехнические изделия, отметил, что снижение конкуренции, о чем заявили некоторые респонденты, — это очень плохо для развития всей экономики. Но для российского бизнеса, потребителей и экономики в целом все трудности только начинаются.
«Мы рассматриваем поддержку, инвестиционную программу по модернизации наших мощностей. Все Китай, Индия. Мы пытались найти все это в России, но вариантов производства практически нет, — сказал Розин. — Если говорить о том, что будет дальше: 2022 год еще даже не был кризисным, его мы по инерции пролетели. Санкции только сейчас начнем чувствовать. Самые сложные периоды только сейчас начинаются. Сейчас мы ждем от государства самых активных мер поддержки».
С 2020 года продолжает расти проблема с кадрами. Спустя два года это ощутила каждая третья компания региона. Руководитель центра подбора персонала дивизиона «Урал» ООО «ЕвразХолдинг» Вячеслав Федосеев сообщил, что сейчас металлургические специальности не пользуются спросом. На одну вакансию приходится 0,9 кандидата. Местный рынок труда оказался дефицитным, поэтому на работу принимают людей без специальности, с последующим обучением на предприятии. На ситуацию повлияла мобилизация и эмиграция граждан, но при этом Свердловская область по кадровому вопросу выделяется на фоне других российских регионов в худшую сторону.
Новость по теме
С начала года из Свердловской области уехало на 2,5 тысячи человек больше, чем приехало
Первый вице-президент СОСПП Александр Породнов, резюмируя итоги опроса, рассказал, что в нем участвовали сотни уральских компаний. По его словам, головная организация — Российский союз промышленников и предпринимателей — 16 марта представит собственный отчет опроса всей РФ.
«Тогда мы можем понять ситуацию по региону, в сравнении. По практикам предыдущих лет могу сказать, что картина очень похожая. Отличие в том, что вопрос кадров в Свердловской области более острый, чем в РФ в целом», — сказал Породнов.
В СОСПП сообщили, что продолжат оказывать поддержку региональному бизнесу.