Прием создания сопричастности, о котором мы говорили, хорош:
Однако "сопричастность" – слово многозначное. Она возникает не только на основе "хороших" совпадений читателя и героя. Сопереживание читателя организовать куда как сложнее. Такое начало редко «занимает» первое предложение или абзац, скорее, первую страницу. Посмотрим на приемы. Главный из них...
IV. Прием создания сопереживания
Вообще речь о переживании, сопереживании, сострадании. Все же это не совсем синонимы. Если читатель
► начинает переживать за судьбу героя (волноваться, беспокоиться),
► сопереживать (разделять переживания самого героя, испытывать похожие эмоции, чувства, искать способы решения проблем и «примерять» их на себя),
► сострадать (испытывать сильнейшие эмоции, душевную боль из-за несчастий героя, немотивированное желание помочь), то он не бросит книгу. Мало того, испытывая симпатию, эмпатию, даже любовь к герою, читатель одолеет и трилогию, всякие приквелы-сиквелы и прочее.
Думаю, у каждого из нас были и есть обожаемые герои, пусть мы сейчас и не вешаем на стену фотки, иллюстрации по книге или фильму.
Один из главных плюсов неактивного начала – это возможность сразу влюбить читателя в героя. Многие ученые-литературоведы считают, что вызов читательского сопереживания – это главная установка отношений «читатель / герой / автор».
Сделать такое начало сложно, поскольку многое зависит от знаний автора, от его таланта, даже языкового чутья. И только первым предложением или абзацем тут не обойдешься.
Давайте рассмотрим формулы. Выделю несколько интересных.
Сэмюэл Смайлс: сочувствуя, мы переходим в душевное состояние другого, мы как бы выселяемся из самих себя, чтобы поселиться в душу другого человека.
1️⃣ Отождествление читателя с героем на основе общности
Формула: ситуация (чаще негативная) + контраст ситуации и эмоций героя + сравнение с другими.
21 декабря 1847 года. Каррер Белл
Глава 1
Пойти гулять после обеда в тот день было никак нельзя. Утром мы около часа бродили по садовым дорожкам среди оголившихся кустов, но к обеду (миссис Рид, если не было гостей, обедала рано) ледяной зимний ветер нагнал такие хмурые тучи и захлестал таким дождем, что ни о каких прогулках и речи быть не могло.
А я обрадовалась. Долгие прогулки, особенно в сырые знобкие дни, мне никогда не нравились. И каким мучительным было возвращение домой в промозглых сумерках, когда пальцы на руках и ногах совсем немели, а сердце сжимала тоска из-за сердитого ворчания Бесси, няньки, и еще от сознания, насколько я физически слабее, чем Элиза, Джон и Джорджиана Риды. («Джейн Эйр», Шарлотта Бронте)
Прогулка не состоялась из-за непогоды / героиня этому рада, поскольку испытала бы холод и тоску / героиня осознает свою физическую слабость. Читатель, испытавший когда-то подобные чувства, сопереживает ей.
2️⃣ Прием Д. Арчера и М.Л. Джокерса
В книге «Код бестселлера» Арчер и Джокерс называют четыре глагола-действия для героя, которые являются основой его истории:
► нуждаться,
► хотеть,
► скучать по кому-то,
► любить.
Их же (обстоятельства с ними) можно использовать в начале, чтобы вызвать сопереживание.
Точный пример не приведу, поскольку это будет довольно большой отрывок.
Например, у Д. Остен героиня лишается привычного образа жизни, отчаянно желает вернуть все обратно, но понимает, что это невозможно. Она скучает по конкретному человеку. Ее чувства просты и понятны читателю, он их разделяет, потому сопереживает.
Эмма Вудхаус, красавица, умница, богачка, счастливого нрава, наследница прекрасного имения, казалось, соединяла в себе завиднейшие дары земного существования и прожила на свете двадцать один год, почти не ведая горестей и невзгод.
Младшая из двух дочерей самого нежного потатчика-отца, она, когда сестра ее вышла замуж, с юных лет сделалась хозяйкою в его доме. Ее матушка умерла так давно, что оставила ей лишь неясную память о своих ласках; место ее заступила гувернантка, превосходная женщина, дарившая своих воспитанниц поистине материнскою любовью. (Джейн Остен, «Эмма»)
У Юнассона герой сразу пытается осуществить желаемое, а остальные «глаголы» разбросаны в 1 главе, а то и остаются в контексте:
Скажете, надо было загодя определиться и всем так и объявить, быть мужчиной? Да только Аллан Карлсон не имел привычки долго раздумывать.
Так что не успела сама эта мысль как следует укорениться у него в голове, как он распахнул окно своей комнаты на первом этаже интерната для престарелых в сёдерманландском Мальмчёпинге и вылез на цветочную рабатку.
Маневр дался не без труда, что неудивительно: ведь Аллану в этот самый день как раз стукнуло сто лет. Оставалось меньше часа до того, как в общей гостиной интерната разразится празднование с угощением. Сам муниципальный советник будет. И местная газета. И все остальное старичье. И персонал в полном составе со свирепой сестрой Алис во главе.
И только главное действующее лицо появляться там не собиралось. (Юнас Юнассон, «Сто лет и чемодан денег в придачу»)
Франсуа де Ларошфуко: сострадание — это нередко способность увидеть в чужих несчастьях свои собственные, это — предчувствие бедствий, которые могут постигнуть и нас.
3️⃣ Прием «Через тернии»
Суть приема в том, чтобы сразу показать, насколько трудно герою будет добиться желаемого. Это сразу вызовет у читателя сочувствие и желание проследить за судьбой героя.
Формула: точки сопричастности + нужда (герою что-то необходимо) + главная трудность достижения.
Обманчивая идиллия / Obraz pozorny
Маризетт тридцать шесть лет, у нее есть внебрачный ребенок, несколько книг на румынском языке и воспоминания. Они с дочкой живут в однокомнатной квартирке на четвертом этаже обшарпанной, насквозь пропахшей какой-то тухлятиной многоэтажки на аллее Революции, 48. Слово «аллея» вводит в заблуждение: ее ширина всего два метра, никаких обочин, не говоря уже о тротуарах. (Януш Леон Вишневский, «Молекулы эмоций»)
Бертран Рассел: сочувствие выражается в том, что становишься несчастным из-за страданий других.
4️⃣ Прием «Загнанных лошадей пристреливают…»
Очень интересный прием начала, когда автор сразу показывает героя в ситуации, которая, на первый взгляд, кажется безвыходной. Герой отчаянно ищет решение, а читатель невольно начинает переживать за него.
Формула: опасная ситуация + эмоции героя + усиление опасности (чем она грозит) + отложенное решение.
При этом ситуация должна быть действительно опасной до безвыходности, в ней не будет видно «ушек» автора, который это все придумал.
Эмоции героя, реакции должны быть достоверными, логичными, соответствовать ситуации. Некоторые являются общими (то есть их разделяет читатель) – тревога, страх, растерянность и прочее. Другие – индивидуальными, что делает героя уникальным, усиливает к нему интерес.
Усиление опасности (угроза) – обязательный элемент формулы. Опасная ситуация – априори угроза, но важен уровень, степень, если хотите. Одно дело, когда в результате героя могут лишить карманных денег, другое, когда речь о жизни и смерти, и третье – когда угроза касается не только героя, но и его окружения. Вот третье – самое эффективное в начале такого рода.
Отложенное решение является своеобразной «точкой отсчета», началом самой истории, далее она разворачивается в сюжете.
Моя любимая формула, потому и пример от меня:
Перцик трясся от ужаса. Ноги подгибались – друзья сжимали с боков и тоже дрожали. Глаза резало от золота учительских мантий. Слепили панцири, начищенные к Экзамену Важного Вопроса. Великий Краг с трибуны вызывал выпускников.
Перцик царапал нагрудник до крови, не замечая этого. Он пробовал вытащить из памяти придуманные Вопросы, старался не глядеть туда, где росла груда мертвых тел. Не смогли, а ему – надо! Жутко от горы блестящего хитина, еще страшнее, что жизнь клана зависит от него! Каша мыслей, чувств кипела в голове и сердце.
Суж пошел. Перцик замер. Вопрос, оценка… как долго!
«Верхний купол, охранник!» – проревел динамик. Уф! Хорошая работа досталась другу. Вот бы также повезло!
Динамики замолчали надолго. Краг выслушивал Вопрос выпускника, кивал. Один из учителей перекусывал шею неудачника быстрым движением жвала. Тело валилось в кучу – пятое уже.
Паниковать нельзя. Нужно собраться. Какой из его Вопросов – Важный?!
Он не услышал зова. Сзади толкнули, Перцик ударился дыхальцем о трибуну…
Еще один прием на основе создания сопричастности и сопереживания – это особый показ эмоций. О нем поговорим далее.
Продолжение следует
Все статьи в подборке "Сюжет"
© Алексей Ладо
Буду рад вашим отзывам.
писательство писательское мастерство как написать книгу начинающий писатель литература