Итак, мы рассмотрели один прием неактивного начала: представление героя. Только одну его разновидность: представление героя на контрасте.
Продолжим.
2️⃣ Необычное представление героя
Формула этого начала такова (последовательность значения не имеет): герой + место (время) + обобщение + особенность
Данилов считался другом семьи Муравлевых. Он и был им. Он и теперь остается другом семьи. В Москве каждая культурная семья нынче старается иметь своего друга. О том, что он демон, кроме меня, никто не знает. Я и сам узнал об этом не слишком давно, хотя, пожалуй, и раньше обращал внимание на некоторые странности Данилова. Но это так, между прочим. (Владимир Орлов, «Альтист Данилов»)
В восемнадцатом столетии во Франции жил человек, принадлежавший к самым гениальным и самым отвратительным фигурам этой эпохи, столь богатой гениальными и отвратительными фигурами. О нем и пойдет речь. Его звали Жан-Батист Гренуй, и если это имя, в отличие от других гениальных чудовищ вроде де Сада, Сен-Жюста, Фуше, Бонапарта и т.д., ныне предано забвению, то отнюдь не потому, что Гренуй уступал знаменитым исчадиям тьмы в высокомерии, презрении к людям, аморальности, короче, в безбожии, но потому, что его гениальность и его феноменальное тщеславие ограничивалось сферой, не оставляющей следов в истории, — летучим царством запахов. (Патрик Зюскинд, «Парфюмер»)
► Обобщения может и не быть, но оно интересно, поскольку дает возможность показать значимость, уровень героя на фоне подобных.
► А вот на особенность обратите внимание. Это не набор портретных деталей, не самое важное в характере героя, не какая-то любая интересная фишка. Особенность в данном случае – это то единственное, что отличает героя, делает его уникальным.
II. Начало «вопросительное» или «гипотетическое»
Многие начинают с вопроса – философского, судьбоносного, риторического или нет, обычного или интересного – сам по себе вопрос далеко не всегда цепляет читателя. Но есть формула, которая обеспечит интерес:
вопрос + условный ответ + необычная деталь
«С чего начинается человек? С ранних детских впечатлений, сказал бы кукухотерапевт. И был бы прав». (В. Пелевин, «TRANSHUMANISM INC.»)
Обратите внимание, что ответ есть, но частица «бы» подчеркивает его условность, не заставляет читателя непременно согласиться, дается гипотеза, которая далее будет развернута. Жаргонизм (деталь) несколько снижает пафос, «глобальность» вопроса. Таким образом писатель «уравновешивает» все для читателя, создает опору для дальнейшего восприятия. Такое начало всегда привлекательнее, чем то, где безапелляционно, категорично, бесспорно высказывается философское суждение, пусть даже и гениальное.
III. Прием создания сопричастности
Это один из самых эффективных приемов неактивного начала, потому что читатель, который почувствовал сопричастность герою, ситуации, не бросит книгу. Чистейшей воды психология.☺
Выделю два вида такого приема: прямой и косвенный.
Формула такова: адресность + мысль, которую нужно донести + точки соприкосновения, – но есть некоторые различия для видов.
1️⃣ Прямой прием создания сопричастности
► Адресность
Обращаясь так или иначе к читателю, автор должен хорошо его представлять. В данном случае читатель явный (то есть эксплицитный), что выражается непосредственно обращением, местоимениями, глаголами 2 лица, инфинитивами, повелительного наклонения, комментариями в сторону читателя, вопросами, призывами, советами, запретами (табу для читателя) и другими средствами.
Создается образ читателя, возникают формальные отношения между автором и читателем, диалог.
► Мысль
Влияние на читателя идет на всех трех уровнях: эмоциональном, поведенческом, мыслительном. Часто выносится в предисловие, пролог, эпиграф, поскольку может не иметь прямого отношения к событиям.
Высказывая мысль, автор сознательно втягивает читателя в диалог. Читатель вынужден высказать свою позицию (не всегда согласие с автором), а это уже рождает сопричастность. Читатель часто становится единомышленником писателя.
► Точки сопричастности
Подчеркивание доверительных отношений между автором и читателем, разговор «на равных». Указание на общность, единство желаний, разочарований, печалей и радостей. Формирование у читателя убеждения, что книга написана именно для него.
Единственно ради вас, сыновья учености и познанья, создавался этот труд. Глядя в книгу, находите намеренья, которые заложены нами в ней; что затемнено семо, то проявлено овамо, да охватится вашей мудростью.
Генрих Корнелий Агриппа Неттесгеймский. Об оккультной философии /Heinrich Cornelius Agrippa von Nettesheim. De occulta philosophia, 3, 65/ (Умберто Эко, «Маятник Фуко)
У меня есть для вас история. У нее много начал и, возможно, один конец. А может, и не один. Начала и концы так или иначе вещи условные — игра мысли, фантазии. Где по-настоящему начинается любая история? Всегда существует какой-то контекст, всегда — куда более грандиозное полотно, всегда — что-то до описываемых событий, если только мы каждую историю не начинаем так: БАХ-ТРАХ-ТАРА-РАХ! Большой взрыв. Шшшшшш… — а затем не пересказываем всю последующую историю Вселенной, прежде чем перейти к конкретному вопросу, который и является предметом нашей истории. Точно так же не бывает финального конца, если только это не конец света… (Иэн Бэнкс, «Алгебраист)
2️⃣ Косвенный прием создания сопричастности
► Адресность
А здесь читатель не проявляется явно, внятно (то есть имплицитный). Такой есть всегда в любом произведении в качестве собирательного обобщенного образа. Грубо говоря, это и есть аудитория, которая читает книги определенного жанра, тематики, проблематики, написанные определенным языком, соответственно оформленные.
На такого адресата могут указывать и некоторые лингвистические средства: специальная лексика, стилистические приемы, темпоритм и другие.
► Мысль
Мысль предполагает вовлечение читателя в события, создание ощущения участника происходящего на основе похожих эмоций, переживаний, что рождает заинтересованность и провоцирует дальнейшее чтение.
► Точки сопричастности
Они формируются на основе хороших знаний психологии, на той общности жизненных явлений, ситуаций, размышлений, наблюдений и т.д. при всей индивидуальности их проживания. Чем «точка» драматичнее, тем больше ощущение сопричастности. Некоторые литературоведы вообще говорят о том, что начало, в котором показывается драма героя, эффективно на сто процентов, поскольку задевает внутренние травмы читателя.
Жена обнимала его, словно этим могла спасти его от смерти.
– О Боже, – воскликнул он. – Я умираю!
Дверь в комнату распахнулась, и он увидел огромного черного одногорбого верблюда и услышал, как от дуновения горячего ветра пустыни забренчали бубенцы в его сбруе. Затем в двери появилось черное лицо, увенчанное пышным черным тюрбаном. Вошел евнух, подобный черной туче, сжимая в руке гигантский ятаган. Смерть, Разрушительница Наслаждений и Всемогущая Разлучница, наконец пришла.
Наступила тьма. Пустота. Он так и не почувствовал, как его сердце навеки остановилось.
Только небытие.
Затем глаза открылись. (Филипп Хосе Фармер, «В свои разрушенные тела вернитесь»)
Однако сопричастность может возникнуть и на основе комедии или «комедийного» отношения. Посмотрите, как умело пользуется приемом нелюбимая многими Донцова:
Где много женщин, там почти всегда скандал. В особенности, если милые дамы выясняют, кто из них красивее. Как правило, хорошим это не кончается. Да что говорить о смертных, если даже богини перессорились между собой из‑за обладания золотым яблоком с надписью: «Прекраснейшей». Зевс отказался решить их спор и послал их к Парису, сыну царя Трои, а тот возьми и присуди яблоко Афродите, пообещавшей ему в жены прекраснейшую из смертных. А кончилось все это Троянской войной. Так что я в споры красавиц не вмешиваюсь и делаю свое дело. (Дарья Донцова, «Черт из табакерки»)
Далеко не все читатели любят этот прием, но в том не их вина, а автора.
Такое начало легко «испортить» ошибками. Назову главные:
► переход на панибратство, заигрывание с читателем,
► несоответствие такого начала (языка, стиля) и уровня предполагаемой аудитории,
► едва прикрытое авторское мнение о способностях читателя самостоятельно мыслить,
► навязываемое, категоричное объяснение событий истории, авторской логики,
► попытка формирования читательского мнения через любого рода упреки, обвинения в неспособности понять задуманное,
► неумелое «перекладывание» обращения к читателю на повествователя,
► затянутость (когда начало первой главы становится предисловием).
Именно косвенный прием создания сопричастности является основой еще двух – похожих, но имеющих нюансы. О них и поговорим далее.
Продолжение следует
Все статьи в подборке "Сюжет"
© Алексей Ладо
Буду рад вашим отзывам.
писательство писательское мастерство как написать книгу начинающий писатель литература