*как круто, что одно дело, над которым работаешь, приводит к информации, которая становится важной и ценной и для этого самого дела, и вообще для общего развития. Мне эта статья принесла много радости, надеюсь, кому-то тоже будет полезной*
***
1 ноября 2022 года режиссёр Квентин Тарантино (Quentin Tarantino) представил книгу эссе под названием " Размышления о кино" (Cinema Speculation) под маркой издательства Harper. Это одна из самых приятных книг о кино за последние годы, но Квентин Тарантино, или The Man They Call QT, не единственный режиссёр, написавший замечательную книгу о кино. Некоторые из самых культовых кинематографистов всех времён, такие как Франсуа Трюффо (François Truffaut) и Сидни Люмет (Sidney Lumet), публиковали книги о своей жизни и мыслях о кино.
Эти книги варьируются от мемуаров до обзоров и практических руководств. Они проливают свет на творческий процесс их авторов и содержат множество полезных советов для начинающих кинематографистов, но они должны понравиться всем, кто трепетно относится к кино.
“Бунтарь без съёмочной группы, или как 23-летний режиссёр с 7000 долларов обрёл вес в Голливуде” – Роберт Родригес (Rebel Without a Crew, Or How a 23-Year-Old Filmmaker with $7,000 Became a Hollywood Player,1996 – Robert Rodriguez)
В книге "Бунтарь без съёмочной группы" фиксируется съёмочный процесс первого фильма Роберта Родригеса "Музыкант" (El Mariachi) в 1992 году. Фильм был снят в guerilla style (независимое производство). Это значит, что был ограниченный бюджет (а именно 7000 долларов, как и указано в подзаголовке книги), самый минимум команды (так называемый skeleton crews) и реквизита, в который входят любые доступные ресурсы, локации (причём без получения разрешения на съёмку) и оборудования. Тем не менее результат стал большим хитом, сделав Родригеса значительной личностью в Голливуде. В книге Родригес объясняет, как именно удалось всё же создать, и даёт советы молодым кинематографистам.
Он также описывает множество запоминающихся моментов на съёмочной площадке. Например, однажды они отправились в настоящую тюрьму, чтобы снять сцену, где персонаж целится из пистолета между прутьями камеры. Родригес пишет: "Когда мы это сделали, один заключённый проснулся, увидел оружие, направленное в камеру, и начал кричать. Он всё это время спал и не знал, что происходит. Копы тогда рассмеялись. Очень было большое веселье" (As we did, one prisoner woke up, saw the guns pointed into the cell, and started screaming. He'd been asleep the whole time and didn't know what was going on. The cops laughed. Great fun).
“Хичкок/Трюффо” – Франсуа Трюффо (Hitchcock/Truffaut, 1966 –François Truffaut)
“Хичкок/Трюффо” – это сборник интервью французского режиссёра "новой волны" Франсуа Трюффо с самим мастером саспенса Альфредом Хичкоком. Текст книги основан на диалоге 1962 года между Хичкоком и Трюффо. Два режиссёра провели неделю в комнате Universal Studios, обсуждая фильмы.
Между ними ощущается заразительная химия, в разговоре они обмениваются идеями, чётко выражая свои мысли и теории о кинематографе.
Трюффо говорит, что пугающее, жестокое содержание фильмов Хичкока отражало проблемы, которые его беспокоили. Трюффо пишет: "Миссия Хичкока состояла в том, чтобы поделиться с нами тревогами, которые преследуют его самого. Сознательно или нет, это его способ помочь нам понять самих себя, что, в конце концов, является фундаментальной целью любого произведения искусства" (Consciously or not, this is [his] way of helping us to understand ourselves, which is, after all, a fundamental purpose of any work of art).
После смерти Хичкока Трюффо дополнил книгу новым предисловием и заключительной главой, посвящённой поздним фильмам Хичкока "Топаз" (1969, Topaz), "Безумие" (1972, Frenzy) и "Семейный заговор" (Family Plot), а также его нереализованному проекту "Короткая ночь" (The Short Night), основанном на романе Рональда Кёркбрайда (Ronald Kirkbride).
“Это – Орсон Уэллс”/”Знакомьтесь – Орсон Уэллс” – Питер Богданович (This is Orson Welles, 1998 – Peter Bogdanovich)
Режиссёр и историк кино Питер Богданович был близким другом Орсона Уэллса, и здесь он собирает их лучшие беседы. Богданович обладает глубокими познаниями в кино и большой любовью к объекту изучения, что даёт в итоге увлекательное чтение для фаната кинематографа об одном из самых влиятельных основоположников кинематографа.
Богданович говорит: "Я думаю, одним из самых впечатляющих качеств Орсона была его кажущаяся вечной молодость. Он так и не стал старым ветераном. Он сохранил до конца ощущение дерзкого, непочтительного и новаторского гения. С ним он зажигал все формы искусства, к которым прикасался, всех художников, которых вдохновлял" (One of Orson's most affecting qualities, I think, was his seemingly perpetual youth. He never became an old veteran, but rather kept to the end a sense of that first flash of irreverent and innovative genius with which he fired all the art forms he touched, all the artists he inspired).
“О режиссуре фильма” – Дэвид Мэмет (On Directing Film, 1991 – David Mamet)
Дэвид Мэмет – гигант сцены и экрана, автор десятков пьес и сценариев, в том числе "Гленгарри Глен Росс" (Glengarry Glen Ross) и "Неприкасаемые" (The Untouchables). Его диалоги, как правило, остроумны и динамичны, а также есть серьезные достижения в постановке – особенно сильны его фильмы "Игорный дом" (1987, House of Games) и "Жизнь за кадром" (2000, State and Main).
Кинга “О режиссуре фильма” наполнена советами и практическими знаниями. Мэмет говорит, что работа режиссёра в основном заключается в том, чтобы ответить на три вопроса: "Куда мне поместить камеру?" (Where do I put the camera?), "Что мне сказать актёрам?" (What do I tell the actors?) и "О чём эта сцена?" (What's the scene about?).
“Спайку Ли это очень нужно” – Спайк Ли (Spike Lee's Gotta Have It, 1987 – Spike Lee)
Спайк Ли – это своеобразный режиссёр, который почти четыре десятилетия снимает мощные и вдумчивые фильмы. В этой книге он рассказывает историю создания своего дебютного полнометражного фильма "Ей это очень нужно" (1986, She's Gotta Have It). Она полна очаровательных забавных историй и советов для начинающих авторов.
Спайк Ли пишет: “Ты должен быть искренен, и у тебя должен быть драйв. И, когда тебя сбивают с ног, ты должен подняться – положи руки на канаты и встань на ноги. Потому что, если ты не сможешь выдержать удар, ты долго не протянешь, это точно” (You’ve got to have heart and you’ve got to have drive. And when you get knocked down you’ve got to pick yourself up – put your hands up on the ropes and pull yourself to your feet. Because, if you can’t take a hit, you’re not going to last long, that’s for sure).
Спайк Ли в своей книге – это говорящий мудро, неуважительный к авторитетам, немного параноидальный и голодный. Будучи студентом-первокурсником киношколы, он имел наглость спародировать классику кинематографа "Рождение нации" (1915, The Birth of a Nation) Дэвида Уорка Гриффита. Как режиссёр, сценарист, актёр и продюсер своего первого полнометражного фильма, он стал феноменом. "She's Gotta Have It" – это история о молодой чернокожей женщине, которая не чувствовала необходимости выбирать из трёх своих любовников. Она, по словам Ли, "жила своей жизнью как мужчина".
“Я ничего не помню. И другие мысли” – Нора Эфрон (I Remember Nothing and Other Reflections, 2010 – Nora Ephron)
“Я ничего не помню. И другие мысли” – это мемуары сценаристки и режиссёра Норы Эфрон. Она наиболее известна своими романтическими комедиями "Когда Гарри встретил Салли" (1989, When Harry Met Sally), Вам письмо (1998, You've Got Mail), “Неспящие в Сиэттле” (1993, Sleepless in Seattle) и “Джули и Джулия: Готовим счастье по рецепту” (2009, Julie & Julia), ставшие хитами. Её лучшей режиссёрской работой, вероятно, является как раз фильм 2009 года "Джули и Джулия: Готовим счастье по рецепту" с Эми Адамс (Amy Adams) и Мэрил Стрип (Meryl Streep) в главных ролях.
В книге Эфрон рассказывает о начале карьеры, а она начинала в качестве репортёра, через это перешла к написанию сценариев и, наконец, заняла режиссёрское кресло. Текст часто звучит трогательно, особенно когда Эфрон пишет о личных проблемах, с которыми она столкнулась на этом пути. "Одна из лучших черт режиссуры фильмов, в отличие от сценарного мастерства, разница заключается в том, что нет путаницы в том, кто виноват", - дерзко подмечает она. – "Ты" (One of the best things about directing movies, as opposed to merely writing them, is that there’s no confusion about who’s to blame. You are).
“Запечатлённое время” – Андрей Тарковский (Sculpting in Time, 1989 – Andrei Tarkovsky)
Андрей Тарковский был советским режиссёром, снявшим несколько невероятно влиятельных фильмов в период с 1960-х по 80-е годы, таких как "Андрей Рублёв" и "Зеркало". В этой поэтической книге он делится своими мыслями о своей работе и искусстве в целом.
"Я думаю, что то, ради чего человек обычно ходит в кино, - это время: за потерянным, потраченным или ещё не имевшимся временем", - пишет Тарковский. "Он отправляется туда за живым опытом; ибо кино, как никакое другое искусство, расширяет, усиливает и концентрирует опыт человека – и не только усиливает его, но и делает более продолжительным, значительно расширяет. В этом сила кинематографа".
“Как делается кино” – Сидни Люмет (Making Movies, 1996 – Sidney Lumet)
Сидни Люмет – один из самых известных режиссёров всех времён, фильмография которого включает такие шедевры, как "12 разгневанных мужчин" (1957, 12 Angry Men) и "Телесеть" (1976, Network). “Как делается кино” – это его лаконичная, чёткая практическая книга о режиссуре. Он рассказывает о трудностях, с которыми столкнулся при создании своих фильмов, и о моментах, которые сделали все это достойным внимания.
"Иногда, во время особенно хороших дублей, я так тронут, что перестаю “разыгрывать” сцену и просто с благоговением наблюдаю за чудом хорошей актёрской игры", - говорит Люмет. "Такова жизнь там, в настоящем искусстве. Когда происходит такое прекрасное, я говорю "Снято" (Sometimes, on particularly good takes, I’m so moved that I stop “doing” the scene and just watch in awe at the miracle of good acting. That’s life up there. When it flows like that, that’s when I say 'Print’).
“Волшебный фонарь. Автобиография” – Ингмар Бергман (The Magic Lantern (An Autobiography), 2007 – Ingmar Bergman)
Шведский режиссёр Ингмар Бергман – икона в кинематографической среде. В период с 1940-х по 1980-е годы он снял десятки фильмов. Его лучшие фильмы, такие как "Дикая земляника" (1957, Wild Strawberries/Smultronstället), "Седьмая печать" (1957, The Seventh Seal/Det sjunde inseglet) и "Персона" (1966, Persona), драматичны и наделены глубокой философией. Книга "Волшебный фонарь" – это его рассказ о своей жизни с детства до пика успеха, а также о проблемах в личной жизни.
"Ни одна форма искусства не выходит за пределы обычного сознания так, как это делает кино, прямо к нашим эмоциям, глубоко в сумеречную зону души", - пишет Бергман. "За монтажным столом, когда я прокручиваю полосу плёнки кадр за кадром, я всё ещё испытываю то головокружительное ощущение волшебства моего детства" (No form of art goes beyond ordinary consciousness as film does, straight to our emotions, deep into the twilight room of the soul. At the editing table, when I run the strip of film through, frame by frame, I still feel that dizzy sense of magic of my childhood).
“Что-то вроде автобиографии” – Акира Куросава (Something Like an Autobiography, 1983 – Akira Kurosawa)
Акира Куросава – легенда кино в целом и крёстный отец японского кинематографа. Его карьера длилась пять десятилетий и вобрала в себя некоторые из самых сильных фильмов той эпохи, такие как "Семь самураев" (1954, Seven Samurai/Shichinin No Samurai), "Телохранитель" (1961, Yojimbo), "Расёмон" (1950, Rashômon) и "Жить" (1952, Ikiru). Он был вовлечён во все сферы кинопроизводства, от написания сценария и режиссуры до операторской работы и монтажа. Он черпал вдохновение в западном кинематографе и японском повествовании, чтобы создать свой собственный стиль.
"Я думаю, что отношение моего отца к фильмам укрепило мои собственные наклонности и побудило меня стать тем, кто я есть сегодня", - объясняет Куросава. "Он был строгим человеком военного происхождения, но в то время, когда идея просмотра фильмов вряд ли была хорошо воспринята в педагогических кругах, он регулярно водил всю свою семью в кино. Позже, в более напряжённые времена, он стойко придерживался своего убеждения, что походы в кино имеют образовательную ценность, и это никогда не менялось" (I think my father's attitude toward films reinforced my own inclinations and encouraged me to become what I am today. He was a strict man of military background, but at a time when the idea of watching movies was hardly well received in educators' circles, he took his whole family to the movies regularly. Later in more reactionary times he steadfastly maintained his conviction that going to the movies has an educational value, that never changed).