Возникновению объединенного царства в Египте предшествовало длительное развитие неолитических (додинастических культур). Возможно «точкой опоры» в деле становления цивилизации Египта стали контакты с цивилизацией шумера (оттуда в Египет пришли цилиндрические печати, техника судостроения и скорее всего начатки письма, которое впрочем было творчески переосмыслено египтянами).
Египет достаточно быстро выработал свой уникальный культурный и религиозный канон, который позволил ему развиваться в отличном от Шумера направлении. Египет был (в отличии от Месопотамии) надежно защищен от вторжения из вне, и в то же время это способствовало особой изоляции и закрытости культуры (которая продлится до середины второго тысячелетия).
Во главе Египта стоял царь (фараон, как называть ранних египетских царей все-таки неправильно). Он являлся для своих подданных воплощенным богом. Именно религия способствовала выработки уникальности египетской цивилизации. Объединение страны (событие позже ритуализированное и приравненное к космогонии) было осуществлено царем юга – Менесом. Он основал столицу Объединенного Египта – Мемфис, где позже будут проводиться церемонии призванные повторить изначальное событие, совершить обновление созидательного источника из которого пошел Египет: «Сплочение государства равнялось космогонии; фараон, воплощенный бог, устанавливал новый мир, цивилизацию, бесконечно более сложную и более высокую, чем та, которая существовала в неолитических поселениях. Было чрезвычайно важно обеспечить постоянство содеянного им, выполненного в соответствии с божественным образом — другими словами, избежать кризиса, который мог бы поколебать основы нового мира. Божественная сущность фараона давала для этого лучшую гарантию. Поскольку он был бессмертен, его смерть означала не более чем перемещение на небо. Таким образом обеспечивалась преемственность божественных воплощений и тем самым незыблемость космического порядка»[1].
Многие ученые полагают, что все важное (в культурном плане) в истории Египта произошло при первых династий, а после Пятой к культурному багажу уже не добавлялось ничего нового. Впрочем, я считаю, что это можно поставить под сомнение. Данную тенденцию европейские ученые окрестили «иммобилизмом» - стремлением сохранить традицию в неприкосновенности.
Важно было лишь «Первое Время», когда был создан как Космос, так и социальный порядок – своеобразный Золотой Век, который должен был разыгрываться в ходе ритуалов, нацеленных на возобновление Совершенства.
Основу религии составляла космогония и мифы о происхождении. Космогонические модели отличались от города к городу, каждый из которых выставлял своего бога в качестве верховного демиурга. Египетская космогония начинается с мифы о возникновении холма над первичными водами (на роль этого «первого места» также претендовали разные города).
По другим версиям в начале времен возник цветок лотоса, или же божественное яйцо (из которого и произошел мир), которое было снесено «Великим Гоготуном». Возможно гуси никогда больше не поднимались на подобную высоту…
Верховным богом изначально признавался Атум, который плюнув (и не только – догадайтесь) породил первую божественную чету – Шу (Атмосферу) и Тефнут, которые в свою очередь родили бога Геба (Земля. Уникальный случай когда бог Земли был мужского пола) и Нут (Небо. Так же уникальная ситуация в половом смысле, ведь богами неба обычно были мужчины, а у египтян божество женского пола). От союза Земли и Неба родили боги Осирис и Исида, Сет и Нефтида.
Сложную теологию разработали в Гермополисе (что в Среднем Египте). Местные богословы говорили об огдоаде – восьмерки богов, которые были объединены Птахом. Творенье по канону Гермополиса осуществилось через возникновения Лотоса в первичном озере из которого вышел «Священный ребенок, совершенный наследник, порожденный огдоадой».
Самую оригинальную (в философском плане) систему выработали жрецы в Мемфисе. Согласно этому канону запечатленного в «Мемфисской теологии» (тексте возникшем в эпоху Раннего или Древнего царства и высеченного в камне спустя две тысячи лет) Птах сотворил мир своим разумом (своим сердцем) и словом (своим «языком»). То есть в основе творения лежит ум и слово. Оригинальное и прогрессивное воззрение для тех времен. Птах дал существование и другим богам.
Нужно сказать, что понимание божественного в Египте было довольно оригинально и «отдельные» божества как бы «перетекали» друг в друга, образуя синтезы, которые позволили некоторым ученым утверждать, что на самом деле Бог был один, просто явленный во многих образах (эпифеноменах).
Люди по египетской традиции возникли из слез солнечного бога Ра. В тексте датируемым 2000 г. до н.э. говорится: «Люди, божье стадо, были хорошо обеспечены. Он сотворил для их блага небо и землю… он сотворил воздух, чтобы оживлять их ноздри, ибо они были его подобием, сотворены из его плоти. Он светит на небе, он сотворил для них растения и животных, птиц и рыб, чтобы питать их». Позже, согласно мифу, люди устроили заговор против Ра и он решил их уничтожить, доверив эту миссию богини Хатор, но когда-та шла к «успех» Ра передумал и чтобы не допустить полного уничтожения человечества напоил богиню допьяна, тем самым сорвав ее миссию.
[1] М. Элиаде. История веры и религиозных идей. Т.1. с. 83.