В 1950-1960-х годах массово пишутся картины, которые воспевают прелести русской природы, полевых и лесных просторов, искренние и глубокие неподдельные чувства людей, счастье молодости и неизведанного большого будущего.
В этот период шокируют публику своими творениями С. Герасимов, А. Дайнека, А. Пластов. Кроме них, активно занимается творческой деятельностью целое поколение молодых художников, умы и души которых пропитаны лучшими традициями русской классической школы и неудержимым энтузиазмом.
Некоторым удалось остаться заметными в истории современного искусства. Поэтому последователям известны имена и работы М. Сарьяна, С. Чуйкова, Е. Широкова. А иным же суждено запомниться, скорее, наименованием картины, нежели личной жизненной историей.
Жизнь советского живописца Ивана Алексеевича Гречишкина до сих пор остается загадкой для многих исследователей его биографии. Известно, что появился на свет художник в 1920 году, из-за чего юность припала на тяжелую военную эпоху. В 1946 году Иван стал учеником Московской студии для инвалидов Великой Отечественной войны, в стенах которой получал знания на протяжении 5 лет. Это всё свидетельствует о трагичности судьбы Гречишкина.
Полистайте галерею, чтобы посмотреть больше картин.
Существует мысль, что каждое произведение искусства содержит в себе частичку самого художника. Если это утверждение истинно, то следует особое внимание уделить картине «У реки», написанной Иваном Алексеевичем в 1954 году, спустя 3 года после завершения обучения.
События развиваются на возвышенном береге беспокойной реки, которая устремила свое течение вдоль лесных и горных массивов навстречу разливу небесной лазури.
Внимание зрителя падает на центральный образ, являющийся то ли воплощением личности самого художника, то ли его современника. Персонаж сидит на корявом стволе усохшего дерева и, замирая, всматривается в дали, раскинувшиеся пред его взором.
Визуально главный герой вполне соответствует шаблону любимчика того времени. Это простой советский паренек, судя по наличию часов на левой руке, светлой рубашки, черной кепки, широких по моде брюк. Если не приступить к детальному анализу композиции, то ее можно поспешно засчитать к плодам примитивного реализма.
Но в этот момент стоит отметить, что руки парня заняты книгой, а его кепкой прикрыто еще одно издание. Нетипичность выражается, в частности, позой героя «нога на ногу». Вслед за этими деталями приковывает внимание вывороченное из земли старое дерево, вызывающее воспоминания о жестоких сражениях и масштабных потерях. Оно кажется лишним среди шумной изумрудной листвы. Так сидящий на сломленном стволе паренек провоцирует подсознательную мысль о вечном круговороте жизни, которым движет постоянная замена умирающего новым. Благодаря этому продолжается движение вперед.
Солнечные блики, что легли на сочные листья, похожи на яркие брызги жизни. Они нашли свое отражение в личике улыбающейся девчонки, которая притаилась за ветвями кустарника. Кажется, что спустя момент исчезнет теневая тяжесть прошлого и наступит яркое настоящее, наполненное любовью и смелыми надеждами.
Посмотрите другие картины художника, полистав галерею.
В манере Ивана Алексеевича Гречишкина четко прослеживается непоколебимая уверенность и свобода. Выходящие из-под его пера композиции отличаются особой гармоничностью. Каждым новым полотном Иван Алексеевич подтверждает свою способность запечатления увлекательных человеческих историй в одном замершем моменте. Это и сделало картину «У реки» оригинальным явлением в мире русского искусства прошлого века.
Не забывайте делиться вашими впечатлениями о картинах и творческом пути художника в комментариях, и до новых встреч!