Во многом благодаря А.С.Пушкину сложилось мнение, что Санкт-Петербург был основан царем Петром I средь «тьмы лесов» и «топи блат».
Однако при обращении к летописям, документам и старым картам, можно смело парировать Александру Сергеевичу: «Не верю».
И вот почему.
Земли, на которых был воздвигнут Санкт-Петербург, с первых лет существования Руси относились к владениям Новгорода. Летописец Нестор писал, что по Неве в Варяжское море и даже до Рима уже в те времена ходили новгородцы.
Приневские земли, столь выгодно расположившиеся между Ладожским озером и Балтийским морем, всегда были предметом притязаний Руси и Швеции, ведь именно через них пролегали торговые пути «из варяг в греки» и «из варяг в персы».
В 1240 году на левом берегу реки Невы произошла легендарная Невская битва, остановившая наступление иноверцев дальше на восток. Однако своих притязаний на эти территории скандинавы так и не оставили.
В 1300 году в устье Охты при впадении ее в Неву шведами была основана крепость Ландскрона – «Венец земли» в переводе на русский. Сооружение состояло из крепостного вала, стены, восьми башен и рва. Место это имело весьма выигрышное расположение – оно было одним из самых высоких на территории Приневья, редко затапливалось во время наводнений. С левой стороны мыс ограждался широкой Невой, с правой - Охтой.
Правда, простоять крепости долго было не суждено – уже через год она была захвачена новгородцами.
Если верить писцовым книгам, к 1500 году на территории современного центра Петербурга насчитывалось 21 поселение, крупнейшим из которых было Невское Устье на всё том же Охтинском мысу. Здесь располагались и Государев гостиный двор, и корабельная пристань, и православный храм.
Еще один значительный населенный пункт располагался практически напротив, на левом берегу Невы. Село Спасское находилось на месте Смольного монастыря, со Спасо-Преображенской церковью на месте современного Смольного собора, по которой и получило свое название. Село известно с 1505 года и существовало до первой четверти XVIII века. Спасское стояло в начале важных торговых магистралей – дорог в Дудергоф и Нарву, а через Неву отсюда была налажена паромная переправа с Охтинским мысом.
Было немало и других, также упомянутых в писцовых книгах.
На протяжении всего XVI века Швеция посягала на эти земли, но их удавалось отстоять.
В смутное время Швеция захватила часть русского северо-запада, лишив Россию выхода к Балтийскому морю. После подписания унизительного Столбовского мирного договора, Швеция окончательно лишилась прав на Ижорские земли, которые сами шведы называли Ингерманландией.
В 1611 году на левом берегу Охты, на месте русского городка Невское Устье шведами была заложена крепость Ниеншанц, а местному населению пришлось спешно покидать эти земли, перебираясь южнее.
В самом Ниеншанце уже через 5 лет после начала строительства размещался на постоянной основе гарнизон в двести солдат и офицеров. Крепость на Охтинском мысу приобрела после этого важнейшее стратегическое значение для шведской короны: Густав II решил создать там, кроме оборонительных сооружений, целый город, получивший название Ниен.
У перекинутого через Охту моста стали появляться дома первых поселенцев, однако шведы не торопились возводить вокруг них укрепления: если сама крепость готова была выдержать долгую осаду, то город возле неё был практически беззащитен.
Просчётом шведов воспользовался русский царь Алексей Михайлович: летом 1656 года войска под командованием П.И.Потёмкина взяли крепость практически без сопротивления. Забрав с собой вражеские пушки, русские войска вскоре покинули Ниеншанц, а в крепость вновь вернулся шведский гарнизон.
Выгодное географическое положение привело к быстрому развитию Ниена, а также большому товарообороту между этим городом и русскими землями.
Напротив крепости начали селиться зажиточные люди, самыми богатыми в городе обычно считались немцы. Шведские монархи способствовали тому, чтобы переселенцы не чувствовали нужды. Так, с 1638 года Ниен получил право принимать у себя суда из-за границы и посылать свои корабли в другие страны. Успешные торговцы, год за годом увеличивавшие своё состояние, возводили в Ниене и его окрестностях великолепные усадьбы и покупали себе новые корабли. В город ежегодно заходило более сотни торговых судов: там, кроме русских и шведов, часто гостили немцы, голландцы и англичане.
Летом в Ниеншанце даже проводилась специальная ярмарка, на которую съезжались купцы из соседних городов. По приблизительным оценкам историков, население шведского города на правом берегу Охты могло достигать 2,5 тыс. человек. Долгое время шведы планировали расширить крепость Ниеншанц, чтобы переселить горожан на сам Охтинский мыс, укрыв дома за толстыми крепостными стенами.
Впрочем, этим планам так и не суждено было сбыться из-за начавшейся Северной войны.
После недельной осады в 1703 году Ниеншанц пал.
Автор: Наталья Самохвалова
Фото: yandex.ru, piter.livejournal.com, infourok.ru, it-photo.pro, bezistorii.ru, russlovo.today