Найти тему
AntiAdultère

История жизни знаменитого грузина Орджоникидзе — друга Сталина, которого не любят в Грузии

Орджоникидзе — одна из наиболее часто встречающихся фамилий в названиях улиц, поселков, городов, предприятий и вузов. Но в Грузии вы едва ли найдете эту фамилию в названиях, но почему? За что грузины не любят знаменитого земляка?

Григорий Константинович Орджоникидзе. Источник фото: https://m.polit.ru/news/2019/10/24/sergo/
Григорий Константинович Орджоникидзе. Источник фото: https://m.polit.ru/news/2019/10/24/sergo/

Григорий Константинович Орджоникидзе родился 24 октября 1886 года в селе Гореши Кутаисской губернии, являлся потомственным дворянином. Однако, его отец, Константин Орджоникидзе, был настолько беден, что лично сеял кукурузу, а зимой уезжал работать погонщиком быков в городок Чиатура, где был знаменитый марганцевый рудник.

Мать Григория умерла всего через полтора месяца после рождения мальчика. Отец ушел из жизни, когда ребенку было всего 12. Родственники не оставили сироту и сумели дать ему образование — он окончил начальное школьное училище в поселке Харагули (который потом какое-то время будет называться в его честь, Орджоникидзе), а затем начал учиться в фельдшерской школе в Тифлисе, нынешнем Тбилиси.

Тифлисскую фельдшерскую школу он окончит в 1905 году, в разгар Первой русской революции, уже тогда стал убежденным противником монархии и сторонником радикальных социал-демократов.

Первый арест Орджоникидзе пережил в 18 лет — в 1904 году его уличили в хранении запрещенных книг и газет. Спустя несколько месяцев его арестовывают по подозрению в причастности к хранению уже нелегального оружия.

Согласно законам Российской империи Григорий Орджоникидзе еще несовершеннолетний, его выпускают из тюрьмы под залог, и… юноша уже навсегда становится революционером-подпольщиком с партийным псевдонимом-прозвищем Серго. Он едет в Баку, работает медиком на нефтяных промыслах и продолжает нелегальную политическую деятельность, тогда же Григорий познакомится и подружится со Сталиным.

С Кобой юный Серго подружился на всю жизнь. Вероятнее всего, они впервые познакомились в камере №3 центральной тюрьмы города Баку. Даже спустя годы и десятилетия они оставались на "ты" и обращались друг к другу по именам и старым товарищеским прозвищам — что в окружении Иосифа Джугашвили в годы его пребывания на политическом олимпе было уже редкостью.

Вскоре Орджоникидзе, недавно сбежавший из Сибири, отправляется на другой конец света — в Западную Европу. Неподалеку от Парижа он учится в политической школе, организованной Лениным.

В 30-летнем возрасте, Григорий — Серго встречает свою любовь, обретает семейное счастье на всю жизнь. Судьбоносная встреча состоялась в селе Покровском.

Его будущая жена так вспоминала первую, неожиданную встречу:

Впервые я встретила Серго в пасмурный сентябрьский день 1916 года. Вместе с подругой мы шли по широкой улице села. Нам повстречался худой и стройный кавказец. Он был одет в поношенное осеннее пальто. Шапки у него не было, и ветер разметал его длинные вьющиеся волосы.

Женой Григория Орджоникидзе стала Зинаида Павлуцкая, дочь православного священника, работавшая учительницей церковно-приходской школы в селе Покровское. Судя по немногим дошедшим до нас воспоминаниям, 22-летнюю девушку первоначально покорили не только яркий демонический облик "либо черкеса, либо грузина", но и его отношение к детям. 

Вообще до наших дней дошел целый ряд независимых воспоминаний — от самых разных людей, написанных в разные годы и даже разные эпохи, — о трогательном отношении Орджоникидзе к детям. Их он явно любил от души и искренне.

К осени 1917 года Орджоникидзе вновь среди первых руководителей большевиков. Вернувшись в Петроград, он принял активное участие в свержении Временного правительства, а новый, 1918 год Орджоникидзе встретил далеко и от революционного Петрограда, и от родного Кавказа — на Украине. Правительство Ленина назначило его "Чрезвычайным комиссаром района Украины".

На три с лишним года Григорий Орджоникидзе — убежденный революционер, грамотный фельдшер, небесталанный журналист — станет храбрым полевым командиром и способным организатором. 

Но вернемся к заголовку — посему на Родине Серго стал непопулярным? Дело в том, что он стал главным представителем советской власти на Северном Кавказе и в Закавказье. Присоединил к Советской России земли Азербайджана, Грузии и Армении. Многие друзья и товарищи Орджоникидзе по дореволюционному подполью выступали либо за самостоятельность Грузии, либо за ее широчайшую автономию. Но Серго же был сторонником идеи большого и крепко управляемого из единого центра государства. К любым проявлениям "самостийности" народов бывшей Российской империи он относился отрицательно. Таким образом, он разрушил планы патриотов Грузии, надеявшихся стать, если не независимым государством, так хотя бы получить больше самостоятельности.

Один из главных революционеров и строителей Страны Советов умер 18 февраля 1937 года. По официальной версии — от "паралича сердца", как тогда именовали инфаркт. Много позднее, уже после смерти Сталина, когда Хрущев в своих политических целях рьяно разоблачал репрессии, появилась и широко распространялась версия, что Серго Орджоникидзе застрелился. Впрочем, всей правды о последних днях "товарища Серго", возможно, мы не узнаем никогда. Остается лишь, сквозь все советские и антисоветские мифы, помнить главную правду о его жизни — горячий кавказец сделал очень многое для революции, а затем и для развития отечественной промышленности.