Найти в Дзене
STM Labs

«Даже небольшая ошибка грозила капитуляцией»: Алексей Щепетков о том, как создавалась STM Labs и личных суперменах!

Оглавление

«Чтобы построить успешную компанию, приходилось работать бесплатно, постоянно пушить вендоров и какое-то время жить в Африке», - вспоминает генеральный директор STM Labs Алексей Щепетков.
В своем интервью он рассказал, как в начале нулевых сдал на 100 баллов экспериментальный ЕГЭ по математике, что заставило его бросить работу по найму, сколько из 200 сотрудников своей компании знает в лицо и что не готов простить своим подчиненным…

«Мне позвонил друг и предложил создать компанию. Я согласился»

– Алексей, когда ты решил, что свяжешь свою жизнь непосредственно с IT-сферой?

Пожалуй, все решилось еще в детстве: со школы у меня интерес к точным наукам, плюс в старших классах был физико-математический уклон - нам организовали спецкурсы для поступления в вуз. Откровенно говоря, будучи старшеклассником, я просто пошел по пути наименьшего сопротивления: математику знал на отлично, даже сдал экспериментальный ЕГЭ на 100 баллов, по физике на 96. И чтобы поступить в Учебно-научный институт радиоэлектроники и информационных технологий, мне даже не требовалось сдавать вступительные экзамены. Я совершенно не жалею о своем решении.

Когда окончил вуз и кем работал первое время?

– Поступил в 2001, а выпустился в 2006, окончив магистратуру. После вуза устроился инженером-интегратором и занимался внедрением информационных систем у одного из оператора связи. Позже перешел в «МФИ Софт». Там, на одном из курсов по тимбилдингу, сумел проявить себя и показать лучший результат среди руководителей, не имея за плечами вообще никакой подготовки и опыта. В тот момент осознал, что у меня есть интуитивное понимание о том, как надо организовывать бизнес-процессы в компании и взаимоотношения с сотрудниками. Решил, что при первой же возможности буду пробовать свои силы.

Когда появилась такая возможность?

В 2011 году, когда мне позвонил друг – Сергей Смирнов (сооснователь STM Labs, занимает должность Chief Financial Officer) и предложил заниматься интеграционными проектами, создав под это свою компанию. Доводы, которые он привел при личной встрече, меня полностью убедили, и я согласился. Далее уволился с работы, открыли с Сергеем юридическое лицо, счет в банке и приступили к делам. С первых дней жизни STM Labs пропагандировали современный подход: быть на 100 процентов прозрачными и платить налоги. Это очень важно в бизнесе.

-2

Как появилось название STM Labs?

– К сожалению, тут нет никакой интриги. Все было банально и просто: Сергей предложил красивое сочетание букв, мне понравилось.

«Права на ошибку у нас не было. Даже небольшая задержка грозила капитуляцией»

Как появился первый заказчик?

Первого клиента заполучили во время конкурса по внедрению информационной системы у МГТС. Это как раз то, чем я занимался в течение пяти лет при работе по найму. Поэтому у нас уже была компетенция и соответствующий опыт. Конкурс успешно выиграли и принялись за работу.

– Какую задачу поставил заказчик перед вами?

Перед нами стояла одна задача – безошибочно, без отклонений от проектного плана выполнить все этапы по внедрению информационной системы. Работу надо было выполнить в три этапа. По окончании каждого клиент оплачивал наши услуги. Права на ошибку у нас не было. Даже небольшая задержка грозила капитуляцией. Допустить подобного мы не могли, поэтому въедливо и со всей ответственностью выполняли свою работу.

Как дальше искали заказчиков?

Они находились через референции, формировавшиеся за счет упорного и добросовестного труда. По завершении первого этапа внедрения для МГТС, совместно с генеральным подрядчиком продумывали дальнейшие шаги для формирования «почвы» под ногами. Понимали, что текущие задачи, предусмотренные контрактом, ограничивались лишь фиксированной связью. При этом у компании были дополнительные амбиции в развитии, которые мы не хотели упускать.

Параллельно с этим по своей инициативе связались с вендором программной платформы МГТС - DigitalRoute и договорились о встрече. Прежде отправили им результаты нашей работы в виде исходного кода на верификацию, как более опытным инженерам. Фактически «насели» на вендора, чтобы получить обратную связь и получили: они отметили, что наша работа выполнена качественно.

В момент этого диалога с DigitalRoute мы предложили свои услуги – хотели стать их консультантами по внедрению платформы и у других заказчиков. Поскольку DigitalRoute работал по всему миру, объемов у них хватало. И так удачно совпало, что вендору как раз понадобился консультант для внедрения платформы у одного из крупнейших балканских операторов связи Cosmote – не помню сколько тогда у них было абонентов, но сейчас их более 15 миллионов.

Ты отправился в Грецию в качестве консультанта DigitalRoute?

– Верно, но я был не один. Со мной был Сергей и Антон Малышев (сейчас занимает в STM Labs должность руководителя направления «Сервисы»). Мы работали с генеральным подрядчиком-интегратором, компанией Atos. Это французская корпорация, с годовым оборотом более 11 миллиардов евро. У нас было мало времени, чтобы проявить себя, но мы справились: ровно два месяца продуктивной работы и проект был полностью готов. Самое главное - получили очень важные коммуникации и фидбек. Руководитель проекта отметил, что это был его лучший опыт, потому что он совсем не участвовал в проекте. На фоне этого успеха DigitalRoute позволил нам стать их «руками» и внедрять различные решения по всему миру.

– Это была работа на контрактной основе?

– Сначала вы работаете на имя, потом имя работает на вас… Пилотные проекты выполнялись нами безвозмездно. Мы осознанно шли на этот шаг – демонстрировали свой fair play. Если после пилота получали заказ, то работа оплачивалась. Если заказ не поступал, все расходы брали на себя. За время сотрудничества с DigitalRoute мы много где побывали: Европа, почти два года жили в США, а позже занимались интеграцией в Африке, в Кейптауне.

Мы были очень сильной командой – каждый делился новыми компетенциями с другим. Проделав столь большой путь, получили импульс к развитию и уже сами стали нанимать сотрудников, обучать их и развивать. Наша компания начала стремительно расти. Во-первых, команду пополнил целый ряд высококлассных специалистов: Андрей Комягин (с 2012 года занимает в STM Labs должность технического директора), Илья Жуйков (с 2012 года занимает в STM Labs должность исполнительного директора STM Labs), Саша Бондин (с 2012 года занимает в STM Labs должность руководителя направления «Разработка»).

Во-вторых, учитывая наш подход к работе и наличие международного опыта, к нам стали иначе относится на отечественном IT–рынке. Впоследствии наша компания приняла участие в создании таких федеральных проектов, как «Самозанятые» (Налог на профессиональный доход) и МДЛП.

-3

– Получается, что любой проект, который к вам попадает, отрабатывается по одной системе: качественное выполнение в установленные сроки?

– Да, но помимо того, что мы делаем качественно и в срок, занимаем проактивную позицию и готовы предложить решение задач клиенту под ключ: от создания высоконагруженных систем до мобильного приложения. Отдельное удовольствие – сложные проекты. Нам нравится искать нестандартные пути решения, предлагать что-то новое. Только так можно расти и развиваться.

«Если случился какой-то fail у сотрудника, ему тут же придут на помощь, а не вызовут на «ковер»

– Компания уже 11 лет на рынке, сколько успешно реализованных проектов за плечами?

– Такой статистики не ведем. Могу лишь повторить, что в основе развития компании лежит добросовестная работа, а не количество проектов.

– В компании более 200 сотрудников, большая часть из них – разработчики. Как выстраиваете работу команд, чтобы они не только были сфокусированы на текущей работе, но и развивались, росли, как команда и приносили результат?

– Чтобы добиться такого эффекта, каждый сотрудник компании должен чувствовать себя частью дружного коллектива. Для этого предпринимаются все возможные меры: начиная от неформального общения, обмена компетенциями с более опытными сотрудниками, заканчивая различными семинарами, лекциями, конференциями. У нас в компании по-настоящему дружеская атмосфера.

Всех ли сотрудников ты знаешь в лицо и помнишь по именам?

– Конечно, всех знаю в лицо, но кого-то из новеньких не помню по имени. С большей частью коллектива постоянно обмениваемся мнениями, экспертизой и, конечно же, шутками, мемами. Нельзя забывать, что положительные эмоции сами по себе не возникают сами по себе, их надо создавать. А для этого нужно не только интересоваться тем, что происходит у них, но и рассказывать о том, что случается у тебя.

-4

Всегда легко рассуждать о достижениях. А как насчет ошибок? Часто ли с ними приходится сталкиваться и готов ли ты прощать ошибки сотрудникам?

– Если случился какой-то fail у сотрудника, ему тут же придут на помощь, а не вызовут на «ковер». Как правило, оперативно создается чат в одном из мессенджеров, куда оперативно привлекаются наши личные супермены – опытные сотрудники, способные исправить любую ошибку.

Не страшно, если сотрудник ошибается в поиске нового решения. Его всегда можно обучить и поддержать. Но если у него нет желания в принципе приносить пользу компании и проекту – мириться с этим вряд ли возможно. Поэтому безучастность – единственное, что в нашей компании никто терпеть не готов.

Ты доволен тем, каких объемов достигла компания за 11 лет?

– Конечно, доволен!

Максимально?

– Нет, просто доволен. Все, что возводится в превосходную степень – не соответствует действительности. Это жизнь, она должна быть в балансе: между семьей, работой успехами и их отсутствием. У нас сейчас классная команда, дружный коллектив и прекрасная рабочая атмосфера.

Какие планы стоят перед компанией на ближайший год?

– Это вопрос с подвохом… Есть определенные мысли и цели, но чтобы их материализовать, нужно провести определенное планирование. При этом жизнь, как и наша отрасль, достаточно изменчива. Поэтому могу сказать одно: сейчас полностью увлечены развитием компании, которая помимо реализации сторонних проектов, планирует формировать свои продуктовые решения.