Найти тему
Пыльный микрофон

Реалистично и смешно: жизненные зарисовки Михаила Вачаева

Богата земля уральская талантами, и среди них — художник из Екатеринбурга Михаил Вачаев. Уж очень мне понравились его полотна. Решила их показать и вам.

Его картины в жанре стрит-арт, представляющие собой остроумные зарисовки из повседневной жизни россиян, мигом разлетелись по сети. Пользователи делятся ими, но иногда забывают указать автора. Хотелось бы исправить это положение вещей и немного рассказать о серии и о самом художнике. 

33-летний мастер посвятил живописи большую часть своей жизни. Он экспериментирует с самыми разными техниками: масло, акварель, карандаши и даже digital-art (цифровое искусство).Что касается жанра, то Михаилу прекрасно удаются совершенно полярные вещи: от росписи храма св. Петра и Павла в Первоуральске до фантазий в духе киберпанк.

Но мы сегодня поговорим именно о серии уличных зарисовок. В этом, не побоюсь этого слова, соцпроекте художник умело, тонко и очень убедительно показал комичность некоторых жизненных ситуаций. И этот комизм неизменно вызывает улыбку.

Вот, например, одна из последних картин Вачаева:

"Карантин 2020"
"Карантин 2020"

Актуально, не правда ли? И как много в этой картине! И скука от того, что "надоело", и ребячество... Кто знает, возможно, когда-то это полотно станет историческим.

А вот сценка в поликлинике:

"Я занимала!"
"Я занимала!"

Как нам всем это знакомо! Нервозность, очереди и раздражение, когда кому-то "только спросить".

Выражения лиц второстепенных персонажей тоже достойны любования. С одной стороны — это физиономии из толпы, но при этом они не сливаются в серую массу. Каждое из них — отдельная «биография» и отпечаток настроения в моменте.

Это можно было бы назвать сатирой на современное российское общество, но сам художник говорит, что не стремился кого-то высмеять или унизить. Он просто переносит на бумагу то, что наблюдает в повседневности, а акценты расставляют сами зрители.  

Я просто стараюсь передать свое видение с некоторой долей иронии и сатиры, стараясь при этом избегать любой нравственной оценки

Хотя Михаил не удержался и «поюморил», когда придумывал названиях для своих картин: дама в метро — «Черный квадрат», школьница с вейпом — «Локомотив», кондуктор — «У нас тут не благотворительность», люди-клоны — «Original style». 

У Вачаева очень интересная манера живописи: краски приглушённые, а очертания слегка размытые. То ли сказочная дымка, то ли давящая атмосфера наших загазованных городов.

Некоторые ценители утверждают, что художник не увлекается мелкими деталями, а прорабатывает только самое главное. Вот тут не соглашусь. Эти картины можно и нужно внимательно разглядывать — на дальних планах много прекрасного!

Посмотрите на эту картину:

«Original style»
«Original style»

Да, это - наша реальность. И не сильно преувеличенная, кстати. Посмотрите, даже у малыша в руках телефон.

Во всех картинах прослеживается наблюдательность художника. Да и он сам не скрывает, что "списывает" детали с увиденного.

... мне нравится исследовать, наблюдать, думать и говорить о жизни, чувствах, искать какой-то правды.

Тут и отсылки, и пародии — например, рекламные стишки в вагоне метро: «Сладка жизнь у бабы Шуры, если взяла под проценты купюры».

"Черный квадрат"
"Черный квадрат"

А чуть ниже — «напоминалочка» от коллекторов: «Забыли отдать за кредит? Не беда! Мы к вам придём, хоть куда».

Невольно улыбаешься и от отсылки к Малевичу в названии картины. Только здесь черный квадрат гораздо менее абстрактный:)

Вот еще одна забавная сценка:

"У нас тут не благотворительность"
"У нас тут не благотворительность"

Лицо мальчика не видно, но по его позе прекрасно видна растерянность. В этом - заслуга художника.

Интересные зарисовки у Михаила Вачаева! А вам они понравились?