1 мая 1851 года в Лондоне, в знаменитом Гайд-парке, открылась Всемирная промышленная выставка.
Посетители этой выставки были поражены Хрустальным дворцом, который был построен специально к открытию этой выставки.
Такого великолепия, такой новизны в архитектуре, и такого размаха, посетители выставки не ожидали увидеть.
Площадь Хрустального дворца составляла более 90 тыс. кв.м., одновременно дворец мог вместить около 14 тыс. посетителей.
Высота здания была более 30 метров, длина - 564 м, ширина - 124 м.!
Материалы, из которых был выполнен Хрустальный дворец - сталь, чугун, дерево и стекло.
История создания этого дворца еще более загадочна, чем сам дворец.
Официальным архитектором Хрустального дворца считается англичанин Джозеф Пакстон.
Взялся он за этот проект после того, как Выставочный комитет отверг 233 проекта ведущих архитекторов своего времени.
Пробил час Д. Пакстона!
Но!
Как уверяет история, Д. Пакстон никогда до этого момента ничего не построил, кроме теплиц.
Он даже не был архитектором.
А был он всего лишь сыном фермера и главным садовником герцога Девонширского.
Пакстон вообще не имел инженерного образования, и никакого другого, тоже не имел.
Пакстон имел хобби - строил и проектировал оранжереи!
Пакстон вообще был проездом в Лондоне и случайно услышал о конкурсе. Узнал, что еще нет победителя в этом конкурсе, и сразу решил поучаствовать.
И уже через 2 недели, Пакстон представил свой проект самому Принцу Альберту - супругу королевы Виктории, который с восторгом принял проект садовника!
Вот такая официальная история!
Проект, для Англии того времени, отличался новизной - не было традиционных материалов, ни кирпича, ни камня, ни штукатурки.
Говорят, что были несогласные, которые возмущались по поводу того, что проект выиграл какой-то садовник!
Все точно так, как и сегодня. Выскочек не любят.
Газеты того времени писали, что здание состоит из стекла, закрепленного в чугунном кружеве.
Вот представьте, построить в то время здание из стекла и металла без перегородок! Это был один огромный зал!
Свет был повсюду!
Не представляю, как и кто решился доверить такой грандиозный проект простому садовнику, без имени, без опыта строительства подобных сооружений, и без реально осуществленных проектов!
Почему пошли на такой риск? Кто дал ему денег! А если бы не получилось? Тогда Выставку перенесли по срокам на год или больше?
А темпы строительства поражают!
Проект одобрили 26 июля 1850 года, 26 сентября т.г. начали строить, а 1 февраля 1851 года строительство было завершено! Вообще-то, это строительство, как говорит история, затянули на целый месяц! Сдать должны были 1 января 1851 года
Вы представляете темпы этого строительства!
Возникает вопрос, как они за 2 месяца подготовились к строительству? Где взяли такое количество металлических конструкций? Ведь это должны быть заводские типовые конструкции, которые до этого никто в Англии не выпускал и не монтировал!
Должен быть хоть сколько-нибудь обученный персонал по сборке таких конструкций. А на стройке работало 5000 человек!
И вот Википедия нам отвечает на этот вопрос, что якобы, в викторианскую эпоху уже возник метод строительства из сборных конструкций, который основывался на новейших достижениях промышленности и массовом производстве деталей!
Тогда вопрос!
Для кого эти детали массово и промышленно производили, если еще не строили таких зданий и этот Дворец явился уникальным творением?
Еще интересный момент, по условиям конкурса, это здание по всем своим размерам (высоте, ширине, длине) должно быть кратно 24! и ни больше, ни меньше!
Балки и колонны должны быть взаимозаменяемыми, и соответствовать размерам самого большого листа стекла, которые производили в то время - 49 х 12 дюймов. На заводах братьев Чан (Chance Brothers)листы стекла получали путем выдувания пустотелого стеклянного цилиндра, который затем разрезался вдоль и выпрямлялся в печи. Лист стекла вставлялся в деревянную раму и закреплялся на металлической конструкции.
Короче, строили как большую теплицу, у которой площадь остекления составила 84 000 кв. м.!
Для остекления Хрустального дворца было использовано 293655 стеклянных листов.
Если взять и посчитать. Из одного цилиндра получалось 2 листа, следовательно, нужно было выдуть 146827,5 цилиндра за 5 месяцев. Получается, что в месяц выдували 29365,5 цилиндра, делим на 30, и получаем - 978,85 цилиндров в день. Т.е. почти 1000 цилиндров необходимо было выдуть в день, затем разрезать на 2 листа и вставить в раму!
Это ж, какие мощности были у фабрики братьев Чан? Или у меня что-то с математикой не то?
Вот такую огромную теплицу построил Пакстон!
Но посетители внутри дворца чувствовали себя превосходно, внутри находились фонтаны, бассейны и огромный аквариум, что должно только повысить влажность! Наверное, осуществлялся какой-то хитрый климат-контроль. Внутри, во время строительства, были сохранены даже старые деревья.
Все, что было воссоздано на территории этого дворца, и какие экспонаты представлены, заслуживает отдельной статьи!
А ведь это середина 19-го века!
Россия ходит в лаптях?
Или мы чего-то упустили из нашей истории?
Девиз выставки, выбранный принцем Альбертом, гласил: "Земля Господня есть! И все это есть на ней!"
Сама по себе выставка тоже представляла чудо техники того времени.
Столько различных новых механизмов и технических новинок, собранных в одном месте, мир еще не видел! А может - видел, их просто собрали по всему свету и привезли в Англию, в дар своему Суверену.
Выставка работала с 1 мая 1851 года по 15 октября 1851 года, посетили ее более 6 млн. человек.
После окончания выставки, Хрустальный дворец разобрали и перевезли в пригород Лондона.
Дворец простоял до 1936 года, а, затем, сгорел в пожаре.
Почему сгорел? Точной причины не существует. И ведь компания, которая владела на тот момент этим зданием, имела собственное пожарное депо.
В 2012 году некий китайский миллиардер Ни Чжаосин, глава компании ZhongRong Group, решил возродить Хрустальный Дворец. Выделил он на это предприятие 500 млн. фунтов.
Был объявлен конкурс, в котором приняли ведущие архитекторы нашего времени.
У каждого было свое видение Хрустального дворца, но точной копии никто предложить почему-то не смог.
Говорят, что сегодня архитекторы не представляют, как можно построить такой Дворец.
Нет сейчас таких любителей теплиц, как Пакстон.
А может быть, и не было никакого Пакстона, как реального архитектора.
Может быть этот Дворец существовал? Его просто привезли на место выставки и собрали.
Ведь потом его так же благополучно разобрали, и снова собрали!
Или мы абсолютно ничего не знаем, как жили люди в 19 веке, и какие у них были технологии?