Найти тему

Церковь Христова в сюжетах и образах книги Откровение Иоанна Богослова

Оглавление

Как уже не раз отмечалось ранее, в самом начале и в самом конце книги Откровение ап. Иоанн утверждает и подчеркивает самые значимые новозаветные смыслы, проходящие единой линией через все представленные в книге видения и сюжеты. А поскольку свидетельства последней книги Св. Писания начинаются и завершаются прямыми обращениями Господа к Своей Церкви, — именно образы Церкви Христовой выступают тем главным связующим звеном, которое собирает все прорисованные тайнозрителю пророческие панорамы в единое и цельное евангельское свидетельство.

Конечно, в первых трех главах Господь в буквальном смысле обращается к церквям из семи греческих городов, расположенных на полуострове Малая Азия, поэтому то обстоятельство, что подлинным адресатом «Послания семи церквям» является вся без исключения Церковь Христова, нельзя назвать очевидным. Однако о вселенском духовном масштабе единого адресата семи отдельных посланий свидетельствует и библейский символизм числа «семь» (в соответствии с которым исчислению «семи церквей» свойственна полнота и завершенность), — и все явные и прикровенные смыслы самих посланий.

(Так, например, можно заметить, что те новозаветные обетования, которые возвещаются в каждом из семи посланий, не могут быть разделены между какими-то буквальными собраниями, но принадлежат всем «побеждающим» во всех церквях, то есть адресованы каждому члену Единой Церкви Христовой, кто устоит в вере или исправится)

Что касается обращения, которым завершается книга Откровение, — оно прямо адресуется всей полноте Новозаветной Церкви, сравн.:

Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах… (Откр.22:16)

А «временем актуальности» этого обращения являются все без исключения новозаветные времена, сравн.:

Се, гряду скоро: блажен соблюдающий слова пророчества книги сей (Откр.22:7)

…не запечатывай слов пророчества книги сей; ибо время близко (Откр.22:10)

К знаменательным особенностям первых глав Откровения Иоанна Богослова относится и то обстоятельство, что в обращении Господа к семи Церквям отражен полный спектр новозаветных пастырских смыслов, свойственных всем книгам Новозаветного канона (к таким смыслам можно отнести и обличения, и утверждение в вере, и предупреждения, и наставления, и благословения, и т.д.). Однако в книге Откровение тайнозритель обращается к Церкви не от своего лица, а доносит ей слово от Божественного Источника, — то есть говорит так, как говорили ветхозаветные пророки.

А поскольку ветхозаветные пророки представляются в библейских текстах «устами» Самого Творца и Вседержителя (Иер.1:9, Деян.3:18, Деян.3:21), — тайнозритель Откровения, выступая в роли пророка Распятого в Иерусалиме Иисуса Христа, по сути свидетельствует миру не только об Истинном Воскресении, но и об Истинной Божественности Иисуса из Назарета (Откр.1:1).

Кроме того, о Божественности Лица, открывающего тайнозрителю и всей Церкви смыслы и истины Откровения, свидетельствует и обнажение в семи посланиях сокровенных внутренних тайн каждой из церквей-адресатов, — то есть свойственное Господу и Спасителю всеведение и всезнание, которое до событий Благовестия упоминалось как присущее исключительно Творцу и Вседержителю (сравн. – «сердцеведец» в Деян.1:24, Деян.15:8; «испытующий сердца» в Иер.11:20, Рим.8:27, Откр.2:23; «видящий тайное» в Мф.6:4,6,18; Пс.43:22, 1 Кор.14:25 и т.д.).

(Другими словами, в обращениях Спасителя к семи церквям они получают пророчество о своем «индивидуальном» будущем только после того, как каждой из них предъявляется явное и очевидное «удостоверение» Божественности Источника, от Которого исходит адресованное этой церкви послание.

И по этой же причине каждое из семи посланий строится в полном соответствии с той «свидетельской схемой», которой придерживались ветхозаветные пророки. Сначала Господь называет Себя, напр., «так говорит Держащий семь звезд…», Откр.2:1 и т.д., причем возвещенные в этих обращениях именования несут в себе глубочайший богословский смысл, а после этого подлинность источника небесных откровений удостоверяется свидетельством о ви́дении и разумении Спасителем всех сокровенных тайн каждого адресата: «…знаютвои дела…», Откр.2:2, Откр.2:9 и т.д.

Более того, когда в тексте посланий звучит Его Пастырское слово, содержащее отдельные обличения, похвалы, предостережения, наставления и т.д., — эти обращения сопровождаются «дополнительными» свидетельствами о самом сокровенном знании, к которому относятся не только грядущие события, но и внутренние тайны адресатов посланий)

А в контексте этих свидетельств знаменательным выглядит и то обстоятельство, что возвещаемые в «Послании семи церквям» обетования и благословения в точности соответствуют тем именам Спасителя, от которых исходит то или иное пророческое слово, — то есть каждое обетование возвещается христианам «от соответствующего имени»:

При этом завершаются все семь небесных посланий утверждением «имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит Церквам…», что с учетом всего вышесказанного звучит как непреложное Божественное определение, исключающее возможность уразумения истинных смыслов Откровения теми, кто не является Церковью Христовой, сравн.:

…никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым (2 Пет.1:20-21)

Что касается второй части книги Откровение, — поскольку «Пророческие видения ап. Иоанна Богослова» свидетельствуют о небесной и поднебесной реальности не буквально, а иносказательно, и Церковь Христова облекается в этих видениях в прикровенные пророческие образы.

(Более того, некоторые из этих свидетельств настолько неочевидные, что «разглядеть» в них новозаветные образы Церкви Христовой могут только те, кто хотя бы отчасти разумеет весь соответствующий сюжет)

Кроме того, следует отметить, что во второй части книги Откровение нет ни прямых обличений, ни предупреждений о наказаниях, которые адресовались бы не «живущим на земле», и не отдельным беззаконникам, но самой Новозаветной Церкви (или представляющим ее персонажам).

Во всех образах и сюжетах, где Церковь Христова несет в поднебесный мир свидетельство о Спасителе, и противостоит силам зла, и ведет духовную брань, и переносит скорби, и т.д., ей адресуются только утверждающие ее благословения и обетования (напр., Откр.14:13, Откр.19:9, Откр.20:6).

(Другими словами, все то, что может послужить поводом для упреков и обличений, упоминается только в «Послании семи церквям» и не выносится на нечестивый «мирской пересуд», то есть остается внутренним делом Спасителя и Его Возлюбленной Церкви)

...............................................................................................................................................

Спасибо за Вашу поддержку!

Подписаться на канал

Продолжение см. в статье: Семь образов Церкви Торжествующей

Предыдущая статья: Откровение Иоанна Богослова как свидетельство исполнения ветхозаветных пророчеств

Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (обновляется)

#толкование апокалипсис Откровение Иоанна Православная Церковь #кому адресовано послание семи церквям #семь церквей Откровения кто это и где они сейчас