Среди историков следует выделить Ж. и С. Арлеттаз, начавших исследование международных миграций с участием Швейцарии с изучения эмиграции из страны в XIX в. и расселения швейцарской диаспоры за рубежом [Arlettaz G., 1975; Arlettaz G., 1979; Arlettaz G., 1986], а затем перешедших к изучению истории иммиграционных процессов в Швейцарии [Arlettaz S., Arlettaz G., 1990], в том числе прорабатывая библиографию по данному вопросу [Arlettaz S., Arlettaz G., 1991].
В современной швейцарской литературе по миграциям представлено достаточно много работ, посвящённых политике страны в отношении иммигрантов. В частности, отмечается, что политика Швейцарии, с одной стороны, направлена на их интеграцию в принимающее общество, а с другой, - становится всё более селективной в этническом и географическом плане. В целом имеет место превалирование политики регулирования иммиграции над интеграционной политикой [Bolzman, 2002].
Ф. Ваннер [Wanner, 2002] проанализировал сложную трёхуровневую систему предоставления швейцарского гражданства и различные способы его получения (обычная процедура, упрощённые процедуры), показав низкую степень открытости Швейцарии.
М. Жиуньи и Ф. Пасси [Giugni, Passy, 2003] выделили 4 модели предоставления гражданства в зависимости от преобладания «права крови» или «права почвы» и требования полного принятия кандидатом на получение гражданства местной культуры или отсутствие оного: этно-ассимиляционную (Германия, Швейцария), гражданско-ассимиляционную (Франция), гражданско-плюралистическую (Великобритания, Нидерланды), этно-плюралистическую (в Европе нет, но есть, например, в ЮАР). На основе анализа публикаций в швейцарских и французских еженедельных журналах за 1990-1998 гг. они сравнили влияние этно- и гражданско-ассимиляционной моделей предоставления гражданства на участие иммигрантов в жизни принимающего общества. Исследователи пришли к следующим выводам: иммигранты в Швейцарии более связаны со страной происхождения, нежели иммигранты во Франции, поскольку в стране слабая политика интеграции и иммигранты нелегитимны в политическом плане; в Швейцарии иммигранты больше интересуются правилами въезда и пребывания в стране, тогда как во Франции - вопросами интеграции.