Найти в Дзене
Заметки о животных

«Диких лошадей не сломить»: чем заканчиваются попытки приручить зебру

Зебры — это больше, чем просто дикие лошади «в тельняшке».

Европейские колонизаторы лично смогли убедиться в этом после многочисленных неудачных попыток приручить их.

В 18—19 вв. желание владеть зебрами было особенно велико.

На это указывают десятки, если не сотни исторических фотографий, где были изображены чёрно-белые лошадки с всадниками на спине или же тащившие за собой повозку.

-2

Однако процесс приручения зебр оказался слишком трудоемким.

После множества неудач попытки использовать африканских лошадей для работы более не предпринимались.

Как лошади и ослы, зебры принадлежат к семейству лошадиных. Эти три вида настолько тесно связаны между собой, что могут скрещиваться и образовывать гибриды.

Например, помеси зебр и одомашненных лошадей называют зеброидами, а потомство зебр и ослов — зебрулами. Если зебру скрестить с пони, то получится зеони (или зони).

В отличие от лошадей и ослов, зебры всегда сопротивлялись людям. Почему?

-3

Возможно, все связано с естественным отбором.

Зебры и лошади разошлись от общего предка около 4—4,5 млн лет назад и адаптировалась к своей конкретной среде обитания.

Стада диких лошадей водились в Северной Америке и Европе, и хоть изначально их использовали как источник мяса, позже они стали работать на людей. После зарождения сельского хозяйства 12 тыс. лет назад лошади доказали свою исключительную ценность, что побудило людей тратить время и силы на их приручение путем выборочного разведения самых покладистых особей.

В отличие от диких лошадей, у зебр в открытой африканской саванне было гораздо больше хищников: свирепые львы, молниеносные гепарды и хитрые пятнистые гиены.

Таким образом, естественный отбор сделал из африканских зебр пугливых и осторожных животных. Они отчаянно сопротивляются тому, чтобы их поймали.

-4

Помимо этого, зебры выработали эффективные механизмы защиты: ударом задних ног они способны отправить в глубокий нокаут льва. Если же их атакуют спереди, то зебры пускают в ход свои мощные челюсти — как известно, они обладают яростным укусом.

У зебр также присутствует рефлекс приседания, что значительно затрудняет их поимку с помощью лассо или других методов.

Тем не менее стоит упомянуть об отдельных попытках приручения зебр.

Например, в 19 веке Сэр Джордж Грей привез несколько зебр прямиком из Южной Африки в Новую Зеландию, где он был назначен губернатором и использовал их в качестве «мотора» для своей повозки.

Аналогичный «подвиг» повторил и Уолтер Ротшильд, британский банкир, политик и зоолог, который прославился своей поездкой на карете, запряженной зебрами, направляясь в Букингемский дворец.

-5

Немецкие солдаты в Восточной Африке также были заинтересованы в приручении зебр.

Они даже реализовали программу скрещивания зебр с лошадьми для создания гибридов, устойчивых к местным болезням.

-6

Хоть разовые попытки приручить отдельных зебр могли быть успешными, разведение целого стада в неволе специально для использования человеком оказалось невозможным.

Зебры были очень вспыльчивы и агрессивны, когда их загоняли в угол: кусали и пинали так сильно, что могли легко отправить потенциального наездника в мир иной.

Как бы странно это не прозвучало, но люди позволим зебрам жить так, как задумано природой: без нас.