Советы начинающему популяризатору от Веры Башмаковой, главного редактора «Биомолекулы»
Итак, вы получили естественнонаучное образование, научились писать тексты и выбрали важную тему, о которой хотите рассказывать. Как стать действительно хорошим научным журналистом, суметь увлечь читателей, но при этом не скатиться в некачественную популяризацию?
- Популяризатор должен знать больше ученого. Ученый добывает новые знания и хорошо разбирается в своей родной теме, но взгляд его может быть узким. Популяризатор должен знать не только тему, на которую пишет, но и ее место в общем поле знаний, перспективы, историю, смежные темы, влияние этой темы на общество и так далее.
- Но, зная так много, популяризатор должен тщательно отбирать, о чем рассказывать. Из огромного массива знаний выберите только главное; безжалостно избавьтесь от незначительных деталей, даже если ваш внутренний аутист требует рассказать абсолютно все подробности. Узнайте, что уже написано по вашей теме, и если какие-то аспекты ее хорошо освещены, не повторяйте их в своем произведении, а ссылайтесь на другие источники.
- Популяризатор должен быть драматургом. Факты невозможно поглощать всухомятку, в вашем произведении должна быть драма, интрига, переключение между планами, яркое начало и не менее яркий финал. Ваш язык должен быть легок и точен, полон метафор, но не переполнен ими. Научно-популярное произведение — это еще и произведение искусства, помните об этом!
Советы начинающему популяризатору от Антона Чугунова, (тоже!) главного редактора «Биомолекулы»
Нужно постоянно тренировать критическое мышление и подвергать сомнению качество того, что ты делаешь. Новичкам часто кажется, что они во всем уже разобрались, и они сразу бросаются писать, производя какую-то ерунду. У них еще не хватает опыта, чтобы увидеть, что они не владеют материалом. Уметь корректно оценивать свой уровень — крайне важно. Разумеется, чтобы стать настоящим экспертом — нужно постоянно работать в нужной сфере, но если ты научный журналист — тебе всё равно нужно достичь довольно высокого уровня, чтобы материал не выглядел беспомощным и не содержал смысловых ошибок. То же касается и литературного дара: умения выстраивать текст, рассказывать истории, управлять вниманием читателя, облекать сложные идеи в понятные и образные фразы. Все это можно тренировать и улучшать, и первое требование — это видеть слабые места и понимать, где ты еще не достиг минимально приемлемого уровня.
Подробно вопросы популяризации науки разобраны в статье “Заинтересовать, объяснить и не потеряться по дороге: путь биолога к популяризации науки” на Биомолекуле.