Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

«По главной улице с оркестром» (СССР, 1986) и «Анкор, еще анкор!» (Россия, 1992)

«По главной улице с оркестром» (СССР, 1986)

В основу фильма "По главной улице с оркестром" положена история взаимоотношений скромного преподавателя Василия Павловича и его взрослой дочери Ксении. История неожиданного открытия внутреннего мира друг друга.

Олег Борисов поначалу играет своего героя нервным, страшно уставшим и раздражительным человеком. Надоевшая работа. Жена, постоянно напоминающая о его неспособности сделать карьеру. И редкие минуты вдохновения в... ванной комнате с гитарой в руках. Но герою Олега Борисова удается вырваться из этого "марафона". Он бросает опостылевший институт с его мелкими интригами, домашний "уют" и, наконец, отдается любимому делу — музыке. Песни Василия Павловича записываются на пластинки, звучат по радио. Но... под чужой фамилией.

-2

Дочь главного героя играет Марина Зудина. Играет не "розовую" положительность, а оригинальный характер, где безоглядная любовь парадоксально сочетается с трезвой расчетливостью, а нежная искренность — с вызывающей эксцентрикой. Характер героини удивительно гармонирует с емкой мелодией-рефреном, где есть светлая печаль и тревожность, утрата иллюзий и надежда.

… Но когда "композитор" Константин, с мудрой иронией сыгранный Валентином Гафтом, разворачивает камерную мелодию своего приятеля в блестящую оркестровую композицию, она выглядит намного масштабнее, но что-то неуловимо теряет в интимности доверительной интонации. А музыка души всегда звучит негромко, она часто едва слышна, и только иногда, быть может, один-единственный раз в жизни, как это и показано в картине, играется на главной улице с оркестром...

Александр Федоров, 1986

-3

«Анкор, еще анкор!» (Россия, 1992)

В этой работе Петр Тодоровский сам написал сценарий о жизни российского военного городка 1946-го года, сам сочинил щемящую музыку, сам поставил фильм с «федотовским» названием «Анкор, еще анкор!».

В одном из таких военных городков прошло мое детство, и во время сеанса я с печальной ностальгией вспоминал давно ушедшие годы, Военный городок: замкнутый мир, где все друг друга знают, где от вездесущего ока офицерских жен не скроется даже иголка в стогу сена, но где, тем не менее, постоянно случаются всякого рода ЧП. То бравый майор на своем шикарном «авто» привезет из города целый букет красавиц легкого поведения, то «старлей» погонится ночью за своей неверной супругой с пистолетом в руке, то подерется кто-то по пьянке...

Если собрать все эти истории вместе и пригласить Леонида Гайдая, очень смешная может получиться комедия. Но Тодоровский — не Гайдай. И у него в фильме забавные эпизоды—анекдоты (типа: «Приходит муж с работы, а его жена в постели с начальником») накрепко впаяны в драматический сюжет, в котором проступают зловещие приметы времени, в котором парня, считающего дни и часы до окончания воинской службы, могли бросить в лагерь только за то, что он имел неосторожность написать пару лишних слов своему другу с гражданки...

Один из отечественных критиков поспешил заявить а телепередаче, что «Анкор..», дескать, вызывает в зале утробно-животный смех, что в фильме нет любви, а торжествуют примитивные инстинкты.

На мой взгляд, такая точка зрения может сложиться у человека, не слишком внимательно смотревшего фильм. Да, в «Анкоре...» нет любви утонченно-интеллектуальной. Любовные сцены то и дело приземляются юмористическими штрихами. Однако в искренность чувств большинства героев веришь.

Веришь и в то, что герой Валентина Гафта, прошедший всю войну полковник, любит свою нынешнюю жену (Ирина Розанова), с которой он встретился на фронте, но не может забыть и свою довоенную жену (Лариса Малеванная).

Веришь в то, что обаятельный лейтенант в исполнении не менее обаятельного Евгения Миронова (успевшего ярко заявить о себе в фильме Тодоровского-младшего «Любовь») искренне увлекся молодой женой этого самого полковника, а потом струсил.

Веришь в любовь непутевой «изменщицы» (Елена Яковлева), которая ради служебной карьеры своего муже (Сергей Никоненко) принимает в постели разных начальников...

Картина Петра Тодоровского привлекает именно тем, о чем российский кинематограф последних лет успел порядком подзабыть: он рассказывает о жизни людей через любовь, даже если она порой выглядит смешной и недостаточно «духовной».

Александр Федоров, 27.03.1993