Мы уговорили Сашу показать на «Музыкальном ринге» сразу две программы. Одну — в исполнении группы «Яблоко», представлявшей ту сторону творчества Морозова, где преобладало русское песенное начало. Вторая программа готовилась «Форумом» — там Морозов был уже не «натуральным», а «компьютерным». Таким образом, и у зрителей и у самого композитора появлялась возможность сравнения.
На телевидении Морозов в то время снимался часто. Простой, обаятельный, с широкой белозубой улыбкой, он нравился зрителям. Правда, предстоящая съемка мало напоминала программы «Шире круг!» или «Музыкальные встречи по вашей просьбе», но десятилетний телевизионный тренинг в программах Ленинградского и Центрального телевидения плюс небывалый успех «Форума» у молодежи значили немало.
Первый раунд вел «Форум». Предполагалось, что его песни знают наизусть, и Володя рассчитывал при съемке показать реакцию зрителей — прием, найденный им на ринге с Леонтьевым. Но в студии почему-то никто не подпевал, хотя для начала выбрали одну из лучших песен Морозова — «Белая ночь». Потом, по данным опроса, социологи поставят ее на первое место.
Выйдя на ринг, Александр Морозов выбрал себе место у рояля.
«Белая ночь опустилась, как облако.
Ветер гадает на юной листве.
Слышу знакомую речь, вижу облик твой.
Но почему это только во сне?» —
пел Виктор Салтыков, маленький, щупленький, со смешными белобрысыми перышками волос. В своей черной балахонистой одежде он, казалось, олицетворял стремление некоторых музыкантов подделать поп-музыку под рок. Виктор очень старался придать своему высокому, металлически звучащему голосу оттенок грусти и нежности, как того требовала задушевная мелодия Морозова, но голос оставался бесстрастным и душу не трогал.
В зале слушали без особых эмоций, потом из вежливости поаплодировали и тут же пошли в атаку.
— Скажите, Александр Сергеевич, как вы считаете, в чем новаторство музыкальных форм, используемых «Форумом»?
Вопрос был почти информационным, то есть не ринговским, и я на правах рефери сначала даже хотела отклонить его, но не стала этого делать. Наши «бойцы» иногда применяли тактику обстрела издалека, спрашивая не в лоб и зная, что в ответе все равно проявится позиция человека. Так вышло и на этот раз.
Александр начал уверенно:
— Прежде всего обратите внимание на наши музыкальные инструменты. Это инструменты нового поколения, последние достижения музыкальной техники — электронный компьютер, ритм-компьютеры, электронные барабаны.
Мгновенно — новый вопрос:
— Но сейчас мы уже близки к пресыщению этой электронной музыкой. И когда вы почувствуете, что публика «наелась» электроникой, вы оставите «Форум» или будете искать вместе с группой что-то новое?
— Я думаю, — ответил Морозов, — если мы почувствуем, что надоедаем публике или начинаем повторяться, то будем искать новые исполнительские возможности для «Форума». Может быть, вместо компьютера я введу натуральные инструменты. Например, гусли. Представляете, вместе с компьютером будут звучать гусли?
Виктор Салтыков олицетворял стремление некоторых музыкантов подбегать поп-музыку под рок.
На ринге одобрительно засмеялись и счет был бы в пользу Александра, но тут он неосторожно добавил:
— Во всяком случае, мы постараемся идти в ногу со временем и от веяний моды не отставать.
Эта фраза испортила все дело. На ринге прощали многое: и неудачные ответы, и растерянное молчание, и пение под фонограмму, и брак по звуку при «живом» исполнении. К одному были нетерпимы — к конъюнктуре в творчестве.
Саша, вероятно, понял, что допустил оплошность, но делать было нечего. И, чтобы как-то сгладить впечатление, он предложил прослушать следующую песню «Форума», которая пользовалась особой популярностью на дискотеках.
«Компьютер, ты рожденье века,
Твои глаза на мир глядят.
Тебе не жить без человека,
А человеку без тебя,
Компьютер!
Решишь любую ты задачу
И, даже если не везет,
Запрограммируешь удачу,
Любовь, падение и взлет,
Компьютер!
Ты ум и логику с успехом
Нам заменяешь — да, да, да!
И только сердце человека
Ты не заменишь никогда,
Компьютер!»
Песня сразу же вызвала новую атаку.
«Зритель. Скажите, в этой песне слова хоть какую-то смысловую нагрузку несут? Вот если бы слово «компьютер» заменить на «пылесос», что бы изменилось?
Участники ринга хотели докопаться до истины.
Морозов (несколько растерянно). Задача, когда мы писали песню, была конкретная. Мы хотели доказать, что компьютер — рожденье века, но человеческое сердце ему не заменить.
Зритель. А я предлагаю этот вопрос поэту, который написал слова, Сергею Романову.
Морозов. А при чем здесь поэт?
Зритель. Просто я совершенно уверен, что если бы в нашей жизни сейчас был больше популярен пылесос, то поэт написал бы: «О пылесос — рожденье века!»му