Боевое дежурство дизель-электрической подводной лодки С-363 проекта 613, вышедшей из эстонского порта в начале октября 1981 года начиналось буднично. Продлиться оно должно было в пределах месяца. Никто и подумать не мог, что всё закончится ситуацией, близкой к международному скандалу.
Командиром подводной лодки был капитан 3-го ранга А. Гущин, в походе присутствовал и начальник штаба Палдиской бригады подводных сил – И. Аврукевич.
Квадрат дежурства был назначен у датского острова Бронхольм. Все «приключения» начались после выхода лодки с краткосрочного отдыха у польского Свиноуйсьце. Рыбацким тралом повредило оборудование, определяющее координаты лодки в пространстве (чаще всего указывают на радиопеленгатор).
Далее начинаются разночтения в описаниях. По одной версии – с лодки сообщили на базу, что есть поломка оборудования, но учитывая малый срок дежурства, им приказали продолжить работу на резервных возможностях. По другой версии – два офицера сами решили не сообщать на базу, чтобы не получить «нагоняй».
Главным остался факт. Лодка продолжала своё движение в «неизвестном направлении». Штурман Анатолий Коростов не смог определить точные координаты лодки. С показаниями эхолота были проблемы. Использовать секстан Коростов видимо просто не умел. Невязки штурман не анализировал, просто подгонял цифры. В результате величина ошибки составила около 54 миль.
Ближе к «Брокхольму», как думало руководство, был дан приказ на всплытие. Радиометристу, заявившему что прямо по курсу шведская береговая РЛС, начальство не поверило. Лодка продолжала движение. Позднее потрясённые шведы с ужасом заявят о том, что русские «не глядя» прошли по их секретному фарватеру в шхерах (ширина всего 12 м) в темноте, в надводном положении. Туда без надобности не заходили и сами скандинавы.
Никем не обнаруженная советская подводная лодка на скорости «выскочила» на прибрежные камни вблизи секретнейшей шведской морской базы Карлскруна! К счастью, до минных заграждений в фарватере она дойти не успела.
Только к утру наши подводники поняли, что находятся совсем не там, где предполагалось. Штурман наконец принёс офицерам реальные координаты.
В это время неизвестную подводную лодку обнаружил местный рыбак. Он тут же помчался домой и позвонил в комендатуру. Ему никто не поверил. Но находившийся на острове начальник штаба базы Карл Андерссон решил проверить. Погрузившись с несколькими офицерами на катер, он с невероятным удивлением увидел советскую подводную лодку, незамеченной пробравшейся к секретному объекту.
Представляя грядущие неприятности, Андерссон оценил минимальные повреждения лодки и предложил «по-тихому» отбуксировать субмарину на чистую воду. Советские моряки, согласно корабельному уставу, должны были пресекать любое иностранное вмешательство. К тому же, они просто переживали за то, что им выставят счёт за работы.
Подводники просто надеялись на подход советских буксировщиков, поэтому отказались. Но пускать иностранные суда к военному объекту шведы не собирались. Возможно, они и согласились бы решить вопрос без огласки. Но через рыбака о происшествии прознали газеты. К советской подводной лодке на вертолётах и катерах рванули журналисты. Политикам и военным нужно было «сохранить лицо».
От Советского Союза потребовали извинений и возможности допросить командира. Шведы сами собирались снять лодку с мели и отбуксировать в море, где «столпились» подошедшие советские корабли. Наше руководство не стремилось к крупному скандалу, поэтому корабли остановились там, где это было указано. Допрос прошёл благополучно, шведы убедились, что лодка села на мель непреднамеренно. Извинения от СССР они получили.
Вскоре после этого лодку сняли шведским буксиром и отправили туда, где её ожидали «соотечественники». Оплату за работу по снятию субмарины с мели и буксировке иностранцы получили. Впереди ждали серьёзные разбирательства.
Почему произошло это ЧП, до сих пор высказывается масса версий:
- празднование дня рождения одного из членов экипажа, когда к «рулю» поставили единственного «не отмечающего» - доктора;
- некомпетентность штурмана;
- некомпетентность старших офицеров;
- попытка пробраться на Карлскруну, где в это время испытывались новейшие торпеды.
Какая из этих или других версий соответствует действительности – до сих пор знает лишь ограниченный круг участников. Главное – всё обошлось без военных действий.
Что вы об этом думаете, пишите в комментариях и ставьте лайки! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.