1395 год. Восточная Европа - Центральная Азия
Когда в начале 1395 года правитель Самарканда Тимур (1) во главе стапятидесятитысячной армии вступил во владения правителя Золотой Орды хана Тохтамыша (2), правитель Московского княжества Василий Дмитриевич (3) как раз находился с визитом в Орде.
Весть о поражении Тохтамыша (Битва на реке Терек) вызвала смятение в золотоордынских городах и землях по Волге, что создавало большие трудности для приезжих из Москвы и купечества. Василию Дмитриевичу и его сопровождению пришлось возвращаться в Москву окружным путем.
Ехали вдоль реки Яик (Урал), потом добрались до Вятки. И лишь оттуда смогли доехать до Москвы. Доехали для того, чтобы начать спешно собирать войска для отражения неожиданного нашествия (В погоне за Тохтамышем).
Тем временем, отряды Тимура, оставляя сбоку Рязанское княжество, шли на Москву.
Елец был взят штурмом. Все, что было к югу от Оки, подверглось полному разорению.
Москву начали спешно готовить к обороне.
Василий Дмитриевич, во главе собранных отрядов, выступил на Коломну, где к нему присоединились отряды удельных и союзных князей. Из Коломны Василий Дмитриевич вышел к реке Ока, на берегу которой и разбил лагерь.
Там временем сам Тимур остановил движение на север главных сил армии.
Отдельные отряды его армии совершали грабительские рейды по землям Московского княжества, но сам Тимур свое продвижение на север остановил. Две недели он стоял на одном месте.
Эти недели московские войска стояли на северном берегу реки Ока, прикрывая Московское направление. А потом Тимур повернул на юг.
Почему он сделал это, можно лишь гадать - источники молчат.
Возможно, к нему пришили вести из Великого княжества Литовского, Русского и Жемайтского, чей правитель великий князь Витовт (4) собрал большую армию для войны с Тимуром и уже начал продвижение к своим восточным границам.
Возможно, это были вести с юга, с территорий Южного Азербайджана, где туркмены Кара Йусуфа Туркмана создавали большие проблемы военачальникам Тимура.
Возможно, пришли вести с Волги, где начались междоусобицы между местными владетелями, бывшими подданными Тохтамыша. А может, была еще какая причина.
В эти дни сын Тимура Мухаммед-Султан ограбил всю область Кубуджи-караул, а эмиры Тимура разграбили роды Курбуки, Булана, Юргуна, Келечи, настигнутые ними в степи.
Простояв две недели на одном месте, Тимур развернул армию и пошел в сторону Балчимкина (5).
Отсюда пошли к крепости Азак (Азов). На берегах реки Тан (Дон) с главными силами армии Тимура соединились войска Миран-шаха.
Азак был взят штурмом.
Здесь, впервые с начала похода, прозвучали лозунги джихада: «Неверных убить, мусульман отпустить!». Что и было сделано.