Моя любимая книга? Это лёгкий вопрос. «Унесённые ветром»! Читала-перечитывала; раз в год примерно возвращаюсь к ней.
Роман Маргарет Митчелл – это лёгкое повествование, сопереживание героям, трагический и интересный исторический отрезок. И история любви, конечно.
Скарлетт О’Хара и Ретт Батлер – одна из самых красивых и несчастных пар в мировой литературе. Кроме того, это очень динамичные персонажи. На фоне прочих – неизменных и предсказуемых – эти двое проходят путь глубокой душевной трансформации.
Скажу проще: мы наблюдаем, как за 12 лет Скарлетт из милой кокетки превращается в бессердечную лицемерку, а Ретт – из циничного нахала в мудрого добряка. «Плюс» меняется на «минус», «минус» – на «плюс».
Скарлетт О’Хара и Ретт Батлер – сплошная динамика, а другие персонажи – фон, групповой портрет, статика.
Вспомним, как начиналась их история. Среди кого выросла главная героиня? Родители Скарлетт – Джеральд и Эллен, две сестры – Сьюлин и Керрин. Их соседи – несколько семей, которым принадлежали хлопковые плантации Юга (Тарлтоны, Уилксы, Калверты, Фонтейны и др.). Семья Уилксов – старый Джон и его дети Эшли, Хани и Индия. Их родня из Атланты – Гамильтоны: Мелани и Чарльз. Фрэнк Кеннеди, Ретт Батлер – тоже люди их круга. До Гражданской войны (1861-1865) все они были богаты. Их жизнь можно сравнить с жизнью российских дворян до Революции: большие красивые дома, бескрайние земельные угодья, бесплатная рабочая сила на этих угодьях, праздность, балы, охота, при желании – образование в университетах…
Они-то и есть «унесённые ветром». По итогам войны от их образа жизни ничего не остаётся. Рабы освобождены, плантации отобраны за долги (янки установили непомерно высокие налоги на землю, зная, что разорённые южане не смогут их заплатить), две трети мужчин убиты на войне.
Отмечу, что отец Скарлетт – один из немногих второстепенных персонажей, кто тоже претерпевает изменения. Он оказывается сломлен после оккупации Тары янки и смерти жены.
Тогда начинается вторая сюжетная часть романа. Писательница рассказывает, как и кто сумел устроиться в новой жизни. Например, для Эшли Уилкса «унесёнными ветром» оказались не только внешние атрибуты прошлой жизни, но и внутренне наполнение. Для Скарлетт «ветер перемен» лишь открыл новую реальность. Да, реальность более суровую, даже страшную, но другой нет, и Скарлетт по-новому устраивает свою жизнь. Эшли олицетворяет ностальгирующих, поверженных «людей прошлого», Скарлетт – людей настоящего, каким бы оно ни было.
Эшли не меняется на протяжении романа. Он служит фоном, как тусклый гобелен на стене. Скарлетт любуется им по привычке, но чувствует, что толку от него никакого.
Скарлетт меняется, но в худшую сторону. В книге говорится о «скорлупе», в которую она прячет своё сердце и которая становится всё прочнее и прочнее. В какой-то момент героиня совершенно черствеет, «скорлупа» делается непроницаемой.
А ведь юной девушкой она всего-навсего мечтала выйти замуж за Эшли и быть такой же леди, как её мать Эллен О‘Хара: заботливой, тихой, элегантной. Именно такая женщина и сделала бы Эшли счастливым. Именно на такой он и женился – на своей кузине Мелани. Скарлетт, по сути дела, хотела быть похожей не только на Эллен, но и на Мелани. При этом мать она обожала, а Мелани ненавидела. Проблема Скарлетт была в ней самой: недостижимость идеала злила её, ожесточала сильнее, чем война, страх, голод и утраты близких.
Но за эту неидеальность её полюбил Ретт Батлер. За ирландскую горячность (доставшуюся от отца), за детскую непосредственность, за смелость и силу духа.
Что касается внешности, то хоть Маргарет Митчелл и пишет прямо в первом предложении, что «Скарлетт О‘Хара не была красива…», мне представляется, что всё-таки героиня была очень недурна собой. Её достоинства: прекрасная кожа, изящество фигуры, «самая тонкая талия в округе», зелёные глаза, длинные ресницы и чёткие брови. По комплиментам, которые ей делает Ретт, можно сделать вывод, что она была очень привлекательна. К тому же, неисправимая кокетка.
Ретт спрашивает её, когда она перестанет думать, что все мужчины без ума от неё. Скарлетт тотчас отвечает: «Когда буду на смертном одре». Ретт смеётся над её непосредственностью и отмечает: «По крайней мере, в этом ты честна».
Мы наблюдаем за тем, какие метаморфозы происходят со Скарлетт, как она совершает свой путь. Это не приключения, а испытания. Их сложность всё возрастает. В конце Ретт подводит итог прожитых лет: «28 лет – такой молодой возраст, чтобы покорить мир и утратить душу». (События романа покрывают период с 16-летнего возраста Скарлетт до 28-летнего).
Конечно, она будет жить и дальше, ведь ей всего лишь 28 и она, действительно, покорила доступный ей мир. Но заключительная фраза романа всё равно звучит горько. Она входит в рейтинг лучших концовок художественных произведений.
Ретта Батлера по ходу повествования много раз называют негодяем. Он, конечно, не рыцарь без страха и упрёка. Сам он не желает, чтобы его называли «джентельменом». Но, если судить по делам и поступкам, то Ретт – герой. Судите сами: Ретт пережил презрение общества, побывал в опасных плаваниях и сухопутных боях Гражданской войны, отсидел в тюрьме янки – даже в камере смертников, намучился от безответной любви… и всё это – не сдаваясь, не ожесточаясь, с прямой спиной, здоровым юмором и мудрыми суждениями о жизни. Дорогого стóит.
Вспомним его ипостаси в романе (в хронологическом порядке):
изгой (общество отвергло его из-за отказа жениться на девушке, которую он, по мнению окружающих, скомпрометировал),
«морской волк» (многократно пересёк Атлантику, доставляя хлопок из южных штатов в Европу, а из Европы – деньги для войны с северянами; в книге его называют ‘blockade runner’ – «блокадопрорыватель», так как корабли его ходили в опасный период морской блокады и могли в любой момент быть потоплены северянами),
спаситель (вывез Скарлетт и Мелани с младенцем из горящей Атланты),
офицер (под конец войны, когда плаванья в Европу уже утратили всякий смысл, он присоединился к остаткам армии южан),
пленник (после победы янки Ретт почти год сидел в их тюрьме),
нувориш (выйдя на свободу, он стал предпринимателем – и мгновенно разбогател; его слова: «Можно сделать деньги на создании империи – и очень большие и быстрые деньги на разрушении»),
спаситель – 2 (спасает от ареста всех мужских персонажей романа, уцелевших после войны),
оппозиционер (заняв высокое положение в обществе благодаря капиталам, Ретт обратил свой взор на политику; он стал собирать вокруг себя джентельменов-южан и обсуждать планы по защите их интересов в новых политических условиях – ведь у белых состоятельных мужчин было избирательное право).
И всё это получилось вынужденно, поневоле. Изгоем общества Батлер стал, конечно, не по доброй воле. ‘Блокадопрорывателем’ – потому что не хотел идти в армию. Спасителем женщин – в самый последний момент, когда уже деваться было некуда. Офицером – тоже в последний момент. Пленником – по воле обстоятельств. Нуворишем – тоже как-то нехотя, чтобы привязать к себе корыстную Скарлетт. Джентельменов-южан спас от ареста, состряпав им «неприличное» алиби (кстати, смешной эпизод в книге).
В отношении Ретта можно привести эпиграф к «Мастеру и Маргарите» Булгакова: он тоже «часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Он вечно хотел провоцировать, вести себя вызывающе. Только к концу романа он начал творить добро осознанно.
Скарлетт превратилась из положительного персонажа в отрицательного, а Ретт – наоборот. Потому что всё это время он любил, всё время жалел Скарлетт, пытался заботиться ней, исправить то, «что с ней сделали война и голод».
Под конец книги Ретт и Скарлетт становятся друг другу совсем чужими. Только в последней главе она вдруг спохватывается, но Ретт качает головой: «Слишком поздно».
Теперь, когда читатель(ница) закроет книгу, Скарлетт всё осознает и начнёт путь в противоположную сторону – превращение обратно в положительного персонажа, потому что теперь в её сердце будет любовь. Но это уже остаётся додумывать.
Роман «Унесённые ветром» можно разбирать бесконечно. Исторический контекст. Осада Атланты. Судьба Мелани. Роль Белль Уотлинг. Тайна Эллен О’Хара… #Моя любимая книга
Напоследок отмечу, что в вузах США всё чаще этот великий роман изымают из программы по литературе. «Унесённые ветром» оказываются не политкорректны. Там нет критики рабства. Там другой взгляд на Гражданскую войну – взгляд южан. Если кто ещё не читал – успейте это сделать, пока роман вовсе не запретили (а то не ровен час!)
Читайте также про темнокожую няньку – Мамушку в статье «Слуги знаменитых литературных персонажей»;
про красоту Скарлетт и других литературных героинь – в подборке цитат о женской внешности.
#унесенные ветром #лучшая книга #бестселлер #книги о любви #моя любимая книга