Как человек, который уже в разумном возрасте застал Чернобыльскую аварию, я к атомным станциям отношусь, если не с предубеждением, то некоторой опаской.
Но тут посчастливилось побывать на экскурсии в Ростовской АЭС, где шаблон мне сломали и рассказали много удивительных вещей, убедив, что атомные станции не вредят окружающей среде, а наоборот – помогают ей становится лучше. Не верите? Рассказываю...
Основных "претензий" у народа к АЭС две: постепенное загрязнение среды и повышение радиоактивного фона, а также опасность аварии и мгновенная катастрофа, наподобие чернобыльской.
Как рассказала нам наш гид, сотрудники АЭС в самую последнюю очередь заинтересованы в том, чтобы повышался радиационный фон, или случилась катастрофа, так как все они живут неподалёку. 🤷♂️
Вопреки ничем не обоснованным стереотипам, атомная станция не загрязняет ничего. Перед её строительством замерялся радиационный фон, который был зафиксирован как контрольный, и за 20 лет работы станции он не усилился. Кроме того, станция берёт воду для охлаждения второго контура из охладительного пруда, в котором тоже нет радиации, несмотря на то, что вода сливается обратно в пруд.
Во время экскурсии нам рассказали, что вода нужна чистая, поэтому сотрудники станции долго исследовали экологию своего пруда, и путём внедрения нужных пород рыб и штаммов простейших водорослей добились того, чтобы вода не "цвела" – так называют период бурного развития сине-зелёных водорослей в пресных водоёмах летом.
Этот опыт решили использовать и в Цимлянском водохранилище, на берегу которого стоит станция.
Как и всякий искусственный водоём, водохранилище постепенно заиливается, зарастает и требует пополнения рыбных резервов, т.к. её оттуда активно вылавливают.
Начиная с 2015 года АЭС проводит программу по зарыблению водоёма, в который уже было выпущено более 70 миллионов мальков ценных пород рыб: сазана и белого амура.
Мы как раз поприсутствовали при таком событии. В воду было выпущено 960 тысяч мальков. Приехали машины гружёные живым товаром. Я думал, подсоединят шланг и просто выльют. Но представители АЭС и местной рыбинспекции так не думали.
Заставили подрядчика наловить рыбы из каждой машины, делали контрольные взвешивания небольшого количества рыб, смотрели сколько в среднем малька в одном килограмме. Проверяли кондицию – жива ли рыба или нет.
А ещё активно ведутся работы по альголизации (не путать с алкоголизацией) – внесение в воду биоактиватора в виде планктонного штамма хлореллы.
На практике удалось продлить купальный сезон и очистить воду не применяя химических средств.
А ещё нужно помнить, что атомная станция не выбрасывает в воздух ничего, кроме водяного пара, в отличие от мазутных и угольных станций.
На днях расскажу, как работает станция, куда девают воду с реактора и ещё немного интересных фактов. Не переключайтесь!