Институт для девочек на долгие годы становился домом, в котором они проводили даже каникулы. Что их окружало? Как выглядели эти причудливые, по нашим меркам, здания, в которых таился закрытый, сугубо женский мир?
С размахом
Женские институты обычно размещались в классических, монументальных дворцах. Внутренний двор был закрыт от посторонних. У каждого института имелась собственная церковь.
Внутри: очень высокие потолки, просторные помещения, широкие лестницы, большие окна. На стенах висели картины, паркет сверкал, а в каждом дортуаре стояло фортепиано.
Здесь мы встретили бы удивительный контраст между роскошью парадных помещений и аскетизмом дортуаров.
И то, и другое задавало необходимую планку для воспитанниц. Высокий класс, но скромность и дисциплина.
Впечатление подобный вид институтов производил неоднозначное: для одних это был величественный дворец, а для других - мрачное, будто нежилое здание, подавляющее и угнетающее.
В классах стояли дубовые столы и скамьи. Воспитанницы сидели обычно по двое.
Помимо главных помещений, в институте было много подъездов, закоулков, лестниц и переходов, "куда не ступала нога воспитанницы". Здесь учителя могли курить на переменах, где-то жили своей жизнью служащие, где-то располагались квартиры эконома и полицмейстера.
Как правило, при институтах были сады, часто небольшие, где девочки могли гулять.
В Екатерининском институте в саду размещалась оранжерея с прекрасными цветами, а в Московском - пруды, в которых летом девочки купались.
Из жизни девочек
Отделения делились на два дортуара, за каждым из которых следила одна классная дама.
"В дортуаре стояло в ряд по 15 кроватей, железных с двумя тюфячками, двумя простынями и одеялом, летом белым тканевым, а зимой натуральной жёлтой шерсти с красными каймами. Между кроватями был широкий проход... стояли дубовые столики с выдвижными ящиками, особенными для каждой, где лежали принадлежности туалета".
Из воспоминания пансионерки Екатерининского института.
Пространство между кроватями и окнами было любимым местом институток. Здесь они расстилали большие платки и "сиживали в праздничные и табельные дни". Тут девочки читали, беседовали, работали, делили гостинцы, а ещё любили сидеть на подоконниках и "смотреть на проезжающих". Хотя институтскими правилами это было запрещено.
В большой зале, где обычно висел большой портрет императора и доски с именами лучших выпускниц, проходили встречи с родными, балы и концерты, торжественные акты.
А если заводилось знакомство с дворником, он за несколько монет приносил горячих калачей, которые съедались тайком.
Другой мир
Детям требовалась адаптация. Ведь они попадали в совершенно другой мир. Ни размер, ни интерьеры института ничем не походили на типичный помещичий дом. Слишком просторно, пусто, тихо и холодно.... И у всех на виду. У всех незнакомых тебе людей - постоянно на виду.
Адаптироваться удавалось не всем.
Е.Н. Водовозова вспоминала свою ровесницу, Ганецкую, которая, попав в институт, непрерывно рыдала. Для неё такая резкая смена обстановки стала слишком большим стрессом.
А вот для сирот, оставшихся без матери, институт мог стать настоящим убежищем, в котором можно было найти не только свой шанс на сытую жизнь, но и верных подруг.
Внучка университетского профессора Д.И. Перевощикова, Мария Лилина, например:
"...сама настояла, чтобы её отдали в институт, чутьё ей подсказывало, что такую темпераментную, живую натуру, как она, полезно ввести в правильное русло дисциплины, и от домашнего уюта она хотела в институт".
Мария не сразу покинула стены уже родного Екатерининского института. Она ещё какое-то время работала классной дамой, параллельно участвуя в любительских спектаклях. Спектакли эти ставил приятель её брата, тогда ещё просто Константин Алексеев. Но прошло немного времени, и Лилина стала одной из ведущих актрис МХАТа и женой того самого Константина... Станиславского.
Благодарю за внимание.
Чужие дети: жизнь классной дамы в дореволюционной России.
История Полтавского института благородных девиц.
Типичный день институтки (проживаем вместе).
#история #культура #история россии
Источники: "Русская женщина: воспитание, образование, судьба, 18 - начало 20 века" В. Пономарева, Л. Хорошилова