«Мне хотелось написать характер партийного работника-рыцаря революции», — так охарактеризовал историю драматург и сценарист Афанасий Салынский. А воплощать его замысел взялся Алексей Салтыков.
Клуб «Советские фильмы» теперь в Telegram!
Карьера Алексея Салтыкова едва не оборвалась в середине шестидесятых,
когда на съёмках фильма «Директор», где он был режиссёром, погиб актёр Евгений Урбанский. Салтыкову запретили снимать кино, но после он всё-таки сумел вернуть доверие коллег. В 1972 году он приступил к созданию очередной ленты с рабочим названием «Власть».
Основой для неё стала пьеса Афанасия Салынского «Мария». Драматург написал её в 1969 году, она не без успеха шла в советских театрах, но громче всего прогремела постановка московского театра имени Маяковского, где главную роль играл Владимир Самойлов. Но Алексей Салтыков, задумав снимать киноленту, выбрал другого исполнителя, Евгения Матвеева.
Сценарий попросили написать самого Салынского. У него такой опыт уже был, так что отказываться драматург не стал. Правда, кое-какие сложности у него возникли: театр всё-таки подразумевает некоторую условность и камерность, у кино же технические возможности куда шире. К тому же история рассказывала о строительстве ГЭС в Сибири,
предполагалось, что съёмки будут масштабными и группа поедет в экспедицию в Сибирь, поэтому и литературную основу пришлось перерабатывать под такие условия.
Мало того, Афанасий Салынский даже слегка пересмотрел характер главной героини Марии Одинцовой, так что кинематографическая Мария отличалась от театральной.
Алексей Салтыков сам выбрал исполнителей главных ролей. Ими стали Евгений Матвеев и Валерия Заклунная. Именно на противостоянии Анатолия Добротина (Матвеев) и Марии Одинцовой (Заклунная) строится основная линия.
Параллельно развиваются и личные истории: неподобающий первому секретарю парткома Одинцовой роман с женатым археологом (в этой роли — Роман Громадский), безответная, немного неловкая, влюблённость нескладной немолодой помощницы Добротина (Римма Маркова) в начальника, семейные проблемы бетонщика (Александр Потапов) и его громобойной супруги, чуть не впавшей в мещанство (Валентина Мороз).
Но больше всего времени проводит на экране главная героиня (не зря же пьеса называется «Мария»!). И это настоящая сильная русская женщина некрасовского типа. Та самая, что коня на скаку остановит и в горящую избу войдёт. Собственно, именно Мария — первое, что видит зритель. Она едет по заснеженной дороге за рулём ГАЗа (вроде бы) и очень неплохо управляется с машиной. Чуть позже Мария помогает шоферу грузовика запустить заглохший мотор, причём самолично ковыряется в моторе! Вот такой первый секретарь.
Кстати, на небольшую матери Марии Одинцовой Алексей Салтыков пригласил Софью Пилявскую. Было ли это особое режиссёрское видение или просто совпадение, сказать сейчас нельзя, но если сравнить Валерию Заклунную и Софют Пилявскую в молодости, то окажется, что они действительно похожи как мать и дочь.
Любопытный второстепенный персонаж достался Олегу Анофриеву. Его героя зовут Любим, хотя соседи по общежитию зовут его Бичом. Бич, неравнодушный к алкоголю, время от времени изрекает философские сентенции вроде «женщина — источник всех бед человеческих», чем развлекает соседей. К сожалению, Бичу досталась участь печальная, и это единственный тёмный момент в картине, хоть и прошедший мельком.
В небольших ролях в фильме вообще можно заметить много популярных актёров: Нину Сазонову, Ольгу Прохорову, Вадима Спиридонова, Виктора Уральского, Буду Вампилова, Петра Чернова, Бориса Кудрявцева. Снимались в ленте и настоящие строители, студенты из стройотрядов, местные жители, ведь киношники несколько месяцев провели на Красноярской ГЭС, где только что закончилось строительство.
Некоторые эпизоды снимали на Саяно-Шушенской ГЭС, а часть сцен отсняли совсем в другом регион — на юге страны в Таджикистане. Там киношникам удалось поработать на Нурекской ГЭС.
И лишь очень небольшую часть двухсерийной картины создавали в павильонах «Мосфильма» (в основном, сцены заседаний).
Перед выпуском фильм традиционно представили цензорам. Но чиновники нашли название «Власть» чрезмерным и настоятельно порекомендовали его изменить. Так и появился фильм «Сибирячка» (это было второе рабочее название).
Фильм о положительных героях, у каждого из которых есть своя правда.
За эту правду каждый из них всеми силами борется, но в итоге находится решение, правильное для всех.
От себя добавлю, что «Сибирячка» — лента качественная. Да, в ней нет глубокой философии или полёта мысли. Да, герои во многом идеализированы. Да, действительность и будни рабочих и руководителей приукрашены. Но, положа руку на сердце,
хочется, чтобы сегодня именно такие люди, пусть не рыцари революции, но хотя бы просто болеющие за людей, а не за собственные карманы, стояли у руля.
А вы ездили в стройотряды? Например, я ещё успела съездить на картошку, правда, в Подмосковье, а не куда-то далеко.
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
В новых выпусках:
Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:
Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста:
Как Георг Отс едва не стал хозяином Эстонии? Как звучит ария Мистера Икса в исполнении Виктора Цоя? Почему не сложилась карьера исполнительницы роли Теодоры Марины Юрасовой? Подробности о съёмках и любопытные факты о музыкальной картине «Мистер Икс» — в выпуске подкаста: