Найти тему
Turinskaya

Зимний дворец. История в акварелях. Апартаменты императрицы Александры Федоровны. Личные комнаты

Оглавление

Это продолжение статьи об апартаментах императрицы Александры Федоровны в Зимнем дворце. Первая часть была посвящена парадным залам, а теперь перейдем в личные комнаты императрицы.

Угловой (Зеленый) кабинет

Э.П. Гау Угловой (Зеленый) кабинет императрицы Александры Федоровны
Э.П. Гау Угловой (Зеленый) кабинет императрицы Александры Федоровны

Угловой кабинет императрицы Александры Федоровны находился на втором этаже, в точке схождения двух анфилад. Из его окон открывался прекрасный вид на Неву и Адмиралтейство. Первым создателем кабинета был архитектор Василий Петрович Стасов. Интерьер был решен в зеленых тонах, откуда и получил свое название.

Великая княжна Ольга Николаевна в своих воспоминаниях так отписывает кабинет матери: «Это была красивая угловая комната с видом на Неву, обтянутая зеленым с амарантом штофом, всегда наполненная цветами». Кроме цветов, комнату императрицы украшали многочисленные произведения искусства.

К.А. Ухтомский Угловой кабинет императрицы до 1837 года
К.А. Ухтомский Угловой кабинет императрицы до 1837 года

Самым большим изменением, внесённым в Угловой кабинет после пожара 1837 года, был сводчатый потолок, заменивший первоначальный плоский. Его купол был расписан академиком живописи Антонио Медичи так же, как в кабинете императрицы в Аничковом дворце: звездное небо с двенадцатью танцующими женскими фигурами, символизирующими месяцы года. Эта отделка потолка оставалась неизменной даже когда его оформление менялось согласно веяниям моды и пожеланиям хозяйки кабинета.

Так, несколько лет спустя зеленую обивку стен заменили на малиновую; цвет – «пунцовый королевский» - выбрала сама императрица. При этом мебель работы Гамбса по-прежнему оставалась зеленой.

По-видимому, позже ее все-таки заменили на красную, как видно на акварели Эдуарда Петровича Гау.

Э.П. Гау Угловой кабинет императрицы Александры Федоровны
Э.П. Гау Угловой кабинет императрицы Александры Федоровны

По-прежнему главным украшением кабинета оставались цветы в жардиньерках и многочисленные произведения искусства.

Здесь находилась одна из любимых картин Александры Федоровны – копия «Мадонны Альба» Рафаэля, выполненная Федором Антоновичем Бруни.

Рафаэль Санти. "Мадонна Альба", 1511
Рафаэль Санти. "Мадонна Альба", 1511

Наверное, будет справедливо сказать, что именно в Кабинете императрица проводила большую часть времени. Это была и рабочая комната, и зал для проведения камерных музыкальных вечеров, и место для общения членов семьи.

Великая княжна Ольга Николаевна писала: «Каждую свободную минуту я бежала к ней, зная, что никогда не помешаю… Обычно она сидела за своим большим письменным столом, занимаясь корреспонденцией, и в это время мы могли свободно играть у нее в кабинете».

После смерти Александры Федоровны ее кабинет сохранялся как мемориальный до конца XIX века, когда на его месте разместился кабинет супруги императора Николая II, носившей то же имя, что и его прабабушка.

Спальня

Спальня императрицы была отделана в духе классицизма, но с сильным влиянием историзма. Выдержанная в синих тонах спальня декорирована колоннами из белого искусственного мрамора в альковной части и скульптурным барельефным фризом. Потолок покрывала легкая орнаментальная роспись.

Характерной особенностью интерьеров этой эпохи стал упор на предметы декоративно-прикладного искусства, а на смену торжественным и симметричным интерьерам классицизма пришли уютные выгородки и уголки.

Ванная

Э.П. Гау Мавританская ванная императрицы Александры Федоровны в Зимнем дворце
Э.П. Гау Мавританская ванная императрицы Александры Федоровны в Зимнем дворце

Увлечение экзотикой Востока в эпоху историзма превратилось в одно из самых заметных художественных направлений.

Ярким примером этого стиля может служить Ванная императрицы Александры Федоровны.

Мавританская ванная, отделка которой отсылала к легендарной гренадской Альгамбре, была создана Огюстом Монферраном в 1830 году и после пожара восстановлена в прежнем стилистике Александром Брюлловым. По отзывам современников, в ней была сосредоточена «вся роскошь гренадских мавров»: необыкновенная многоцветная узорчатая отделка, арки, фризы и карнизы, изысканная резьба на стюковых полуколоннах и мраморном камине…

Роскошное помещение иногда использовалась как гостиная для приближенных людей.

Одна из дверей Мавританской ванной открывалась на круглую чугунную лестницу, которая вела на третий этаж в кабинет императора и на первый этаж в комнаты великих княжон. Помимо лестницы, все три этажа связывала и расположенная в середине ризалита «подъемная машина» - кресло, установленное на платформе.

Проект росписи плафона на лестнице с подъемной машиной на половине Их Императорских Величеств в Зимнем дворце  1839 год
Проект росписи плафона на лестнице с подъемной машиной на половине Их Императорских Величеств в Зимнем дворце 1839 год

Будуар

Э.П. Гау Будуар императрицы Александры Федоровны  в Зимнем дворце
Э.П. Гау Будуар императрицы Александры Федоровны в Зимнем дворце

Еще одним ярким представителем историзма можно назвать изысканный будуар императрицы Александры Федоровны, стиль которого отсылает к готике.

Его перекрытие имитировало готические нервюрные своды, а потолок, фриз и пилястры были покрыты «резным орнаментом мелкого прелестного рисунка и необычно чистой лепки». Стены будуара затянуты лиловым с белыми цветами шелком, что делает общее настроение интерьера нежным и утонченным.

В Будуаре находился мраморный бюст матери Александры Федоровны – королевы Прусской, а в 1839 году сюда же поместили скульптурный портрет недавно умершего отца императрицы – прусского короля Фридриха Вильгельма III.

План части второго этажа Зимнего дворца с проектом устройства каминов в Будуаре и Садике
План части второго этажа Зимнего дворца с проектом устройства каминов в Будуаре и Садике

Арочные проемы Будуара открывались в Зимний садик императрицы – небольшое, но виртуозно исполненное пространство.

Зимний садик

Зимний сад императрицы часто называли «садиком» из-за его небольших размеров.

В маленьком, узком помещении архитектор Боюллов сумел устроить очаровательный оазис с гротом, фонтаном и множеством растений. Используя богатый арсенал профессиональных приемов, архитектор сделал все, чтобы избежать ощущения тесноты и иллюзорно раздвинуть границы зала. Арочные проемы, в которых находились остекленные двери, объединили Садик с Будуаром. Торцевую, западную стену занимала большая остекленная дверь, ведущая на балкон, а противоположная, восточная, была декорирована зеркальной трехчастной беседкой, которая создавала иллюзию увеличения объема зала. Этой же цели служил цилиндрический свод. Оранжерея располагалась на двух уровнях и опускалась ниже плоскости пола, занимая пространство антресолей первого этажа. Верхний ярус был украшен лепными гирляндами из цветов и изящной полихромной росписью.

«…вы сходите туда широкою мраморною лестницею, с обеих сторон украшенною растениями и цветами, и достигаете площади этого прохладного цветника, вымощенной мелкими кусками мрамора… Посредине бьет из мраморной чаши фонтан; кругом цветы и растения, льющие в воздух благоухания; в углублении восхитительный грот».
А. П. Башуцкий «Возобновление Зимнего дворца в Санкт-Петербурге».

Для обеспечения микроклимата, необходимого для жизни растений, в расположенный рядом с Садиком Проходной зал поставили котел, который нагревал воду, подававшуюся по трубам в нижнюю часть оранжереи.

***

И в завершение статьи - еще две акварели с изображениями Туалетной комнаты императрицы.

***

На этом мы покидаем покои императрицы Александры Федоровны и в следующей статье поговорим о комнатах детей Николая I и Александры Федоровны.

Почитайте и другие статьи на моем канале:

«Портреты интерьеров». Как императоры и аристократы сохраняли для истории убранство своих дворцов

Залы и галереи Зимнего дворца в акварелях Эдуарда Гау

Почему Париж разочаровывает

Дворец бракосочетания на Фурштатской. Нелюбимый дом бумажного короля

Рубрикатор канала