Это продолжение статьи об апартаментах императрицы Александры Федоровны в Зимнем дворце. Первая часть была посвящена парадным залам, а теперь перейдем в личные комнаты императрицы.
Угловой (Зеленый) кабинет
Угловой кабинет императрицы Александры Федоровны находился на втором этаже, в точке схождения двух анфилад. Из его окон открывался прекрасный вид на Неву и Адмиралтейство. Первым создателем кабинета был архитектор Василий Петрович Стасов. Интерьер был решен в зеленых тонах, откуда и получил свое название.
Великая княжна Ольга Николаевна в своих воспоминаниях так отписывает кабинет матери: «Это была красивая угловая комната с видом на Неву, обтянутая зеленым с амарантом штофом, всегда наполненная цветами». Кроме цветов, комнату императрицы украшали многочисленные произведения искусства.
Самым большим изменением, внесённым в Угловой кабинет после пожара 1837 года, был сводчатый потолок, заменивший первоначальный плоский. Его купол был расписан академиком живописи Антонио Медичи так же, как в кабинете императрицы в Аничковом дворце: звездное небо с двенадцатью танцующими женскими фигурами, символизирующими месяцы года. Эта отделка потолка оставалась неизменной даже когда его оформление менялось согласно веяниям моды и пожеланиям хозяйки кабинета.
Так, несколько лет спустя зеленую обивку стен заменили на малиновую; цвет – «пунцовый королевский» - выбрала сама императрица. При этом мебель работы Гамбса по-прежнему оставалась зеленой.
По-видимому, позже ее все-таки заменили на красную, как видно на акварели Эдуарда Петровича Гау.
По-прежнему главным украшением кабинета оставались цветы в жардиньерках и многочисленные произведения искусства.
Здесь находилась одна из любимых картин Александры Федоровны – копия «Мадонны Альба» Рафаэля, выполненная Федором Антоновичем Бруни.
Наверное, будет справедливо сказать, что именно в Кабинете императрица проводила большую часть времени. Это была и рабочая комната, и зал для проведения камерных музыкальных вечеров, и место для общения членов семьи.
Великая княжна Ольга Николаевна писала: «Каждую свободную минуту я бежала к ней, зная, что никогда не помешаю… Обычно она сидела за своим большим письменным столом, занимаясь корреспонденцией, и в это время мы могли свободно играть у нее в кабинете».
После смерти Александры Федоровны ее кабинет сохранялся как мемориальный до конца XIX века, когда на его месте разместился кабинет супруги императора Николая II, носившей то же имя, что и его прабабушка.
Спальня
Спальня императрицы была отделана в духе классицизма, но с сильным влиянием историзма. Выдержанная в синих тонах спальня декорирована колоннами из белого искусственного мрамора в альковной части и скульптурным барельефным фризом. Потолок покрывала легкая орнаментальная роспись.
Характерной особенностью интерьеров этой эпохи стал упор на предметы декоративно-прикладного искусства, а на смену торжественным и симметричным интерьерам классицизма пришли уютные выгородки и уголки.
Ванная
Увлечение экзотикой Востока в эпоху историзма превратилось в одно из самых заметных художественных направлений.
Ярким примером этого стиля может служить Ванная императрицы Александры Федоровны.
Мавританская ванная, отделка которой отсылала к легендарной гренадской Альгамбре, была создана Огюстом Монферраном в 1830 году и после пожара восстановлена в прежнем стилистике Александром Брюлловым. По отзывам современников, в ней была сосредоточена «вся роскошь гренадских мавров»: необыкновенная многоцветная узорчатая отделка, арки, фризы и карнизы, изысканная резьба на стюковых полуколоннах и мраморном камине…
Роскошное помещение иногда использовалась как гостиная для приближенных людей.
Одна из дверей Мавританской ванной открывалась на круглую чугунную лестницу, которая вела на третий этаж в кабинет императора и на первый этаж в комнаты великих княжон. Помимо лестницы, все три этажа связывала и расположенная в середине ризалита «подъемная машина» - кресло, установленное на платформе.
Будуар
Еще одним ярким представителем историзма можно назвать изысканный будуар императрицы Александры Федоровны, стиль которого отсылает к готике.
Его перекрытие имитировало готические нервюрные своды, а потолок, фриз и пилястры были покрыты «резным орнаментом мелкого прелестного рисунка и необычно чистой лепки». Стены будуара затянуты лиловым с белыми цветами шелком, что делает общее настроение интерьера нежным и утонченным.
В Будуаре находился мраморный бюст матери Александры Федоровны – королевы Прусской, а в 1839 году сюда же поместили скульптурный портрет недавно умершего отца императрицы – прусского короля Фридриха Вильгельма III.
Арочные проемы Будуара открывались в Зимний садик императрицы – небольшое, но виртуозно исполненное пространство.
Зимний садик
Зимний сад императрицы часто называли «садиком» из-за его небольших размеров.
В маленьком, узком помещении архитектор Боюллов сумел устроить очаровательный оазис с гротом, фонтаном и множеством растений. Используя богатый арсенал профессиональных приемов, архитектор сделал все, чтобы избежать ощущения тесноты и иллюзорно раздвинуть границы зала. Арочные проемы, в которых находились остекленные двери, объединили Садик с Будуаром. Торцевую, западную стену занимала большая остекленная дверь, ведущая на балкон, а противоположная, восточная, была декорирована зеркальной трехчастной беседкой, которая создавала иллюзию увеличения объема зала. Этой же цели служил цилиндрический свод. Оранжерея располагалась на двух уровнях и опускалась ниже плоскости пола, занимая пространство антресолей первого этажа. Верхний ярус был украшен лепными гирляндами из цветов и изящной полихромной росписью.
«…вы сходите туда широкою мраморною лестницею, с обеих сторон украшенною растениями и цветами, и достигаете площади этого прохладного цветника, вымощенной мелкими кусками мрамора… Посредине бьет из мраморной чаши фонтан; кругом цветы и растения, льющие в воздух благоухания; в углублении восхитительный грот».
А. П. Башуцкий «Возобновление Зимнего дворца в Санкт-Петербурге».
Для обеспечения микроклимата, необходимого для жизни растений, в расположенный рядом с Садиком Проходной зал поставили котел, который нагревал воду, подававшуюся по трубам в нижнюю часть оранжереи.
***
И в завершение статьи - еще две акварели с изображениями Туалетной комнаты императрицы.
***
На этом мы покидаем покои императрицы Александры Федоровны и в следующей статье поговорим о комнатах детей Николая I и Александры Федоровны.
Почитайте и другие статьи на моем канале:
«Портреты интерьеров». Как императоры и аристократы сохраняли для истории убранство своих дворцов
Залы и галереи Зимнего дворца в акварелях Эдуарда Гау
Дворец бракосочетания на Фурштатской. Нелюбимый дом бумажного короля