Как там у Гегеля сказано? «История учит человека тому, что человек ничему не учится из истории»? Кажется так. Хотя есть и другая формулировка, попроще: «История учит тому, что она ничему не учит». Суть не меняется. В последнее время этот гегелевский парадокс все чаще вспоминают в связи с противостоянием России и коллективного Запада.
Некоторые аналитики (и не только диванные) считают, что ситуация чревата развязыванием новой мировой войны Запад vs Россия. Вот здесь-то и идут напоминания Западу, что он ничему не научился. Неоднократно вступая в конфронтацию с нашей страной, как в одиночку (поляки, тевтонцы, шведы), так и в составе мощных коалиций, представляющих практически всю Европу (что при Наполеоне, что при Гитлере), и даже с привлечением Турции на протяжении тысячелетия силы коллективного Запада всегда были разбиты. Всегда! Да, зачастую ценой больших потерь, да, ценой неимоверных усилий (а попробуй-ка в одиночку повоевать с целой Европой), но мы всегда побеждали.
Правда, побежденные тут же находили себе оправдание. Мол, эти дикие русские воюют не по правилам! Извините, ребята! Мы защищаем свои дома, семьи, землю! Какие, на хрен, правила в борьбе с захватчиками за свою свободу, за жизнь и свободу своих детей? Это уже потом, когда мы приходили в ваши города, побеждая, то тут – да! вели себя совсем не по вашим «цивилизованным» правилам. Кормили ваших детей, организовывали для вас же восстановление разрушенного.
И не грабили, не убивали, не насиловали. Ваши эротические фантазии про 2 млн немок – это проекция вашей собственной модели поведения на завоеванных землях на воинов Красной Армии. Но не надо выдавать желаемое за действительное.
Что там еще вам помешало? «Дубина крестьянской войны»? Так крестьяне точно так же защищали свои дома. На своей земле.
«Генерал Мороз»? А вы бы желали, чтобы мы изменили климат своей страны? Чтобы вы нас смогли завоевать? Что ж, хрен вам вместо пряника!
Тут журналист немецкого издания «Die Welt» Флориан Старк на днях новую причину нашел – дожди ему в 1941 не угодили! Вот если бы не дожди, тогда вермахт бы ого-го! По сухим дорогам до Урала, не останавливаясь! Ага, щаз!
Ну, ладно. Раз хотите еще раз попробовать повоевать с нами, тогда вам ни к чему «зеленая энергетика». И не надо выпускать на публику больную девочку Грету. Не фиг бороться с глобальным потеплением путем декарбонизации. Вам, наоборот, надо, чтобы было тепло и сухо. Чтобы к нашим ключевым городам вели широкие, ровные и прямые дороги. С развитой дорожной инфраструктурой, вроде заправок, кафе и мотелей с кабельным телевидением и бесплатным вай-фаем. А иначе, как воевать-то будете? И еще, наверное, вам будет удобней, если наши танки будут любезно подставлять свои борта под ваши «Джавелины»? Вот тогда это уже будет «честная» война «по европейки», да!
Но, все-таки, Гегель был не совсем прав. Кое-чему западная цивилизация у истории научилась. А именно находить выход из любого кризиса в развязывании войны. В декабре 1777 года эту мысль замечательно сформулировал Д.И. Фонвизин (да-да, автор «Бригадира» и «Недоросля» был не только литератором и драматургом, но и политиком, и дипломатом): «Англичан здесь [во Франции – Ж.А.] терпеть не могут… хотя в глаза обходятся с ними очень учтиво, однако за глаза бранят их и смеются над ними... Американские их дела доходят до самой крайности, и они в таком отчаянии, что, думать надобно, отступятся от Америки и объявят войну Франции: ибо издревле всякий раз, когда ни доходила Англия до крайнего несчастья, всегда имела ресурсом и обычаем объявлять войну Франции». Другого способа решения внутри и внешнеполитических проблем, экономических и социальных неурядиц, или, как сейчас, проблем с энергоносителями, кроме войны, Запад не знает и даже не стремится найти. У него четкий алгоритм – возникла проблема – объяви войну. Чем бы война ни закончилась, возникшая проблема, как минимум, перестанет быть актуальной. Вот только в схеме этой есть один существенный нюанс. Проблема не будет решена, она просто уйдет на второй-третий план. И со временем вернется, ибо ее причина не будет устранена. Так что война для западной цивилизации – как таблетка анальгина при зубной боли. Действие анальгетика закончится, но если зуб не вылечить, он заболит снова. Поэтому прав был и светлейший князь Г.А. Потемкин-Таврический, когда утверждал, что «за периодом послевоенным сразу, без промедления наступает период предвоенный».
Только вот, «лечить зубы» Запад боится и не желает. И ему, по большому счету, не важно, что победить Россию он никогда не сможет (хотя, надежда, безусловно, теплится). Ему нужна война ради собственно войны. Чтобы, пускай временно, но облегчить кризисное состояние своей экономики, социальной сферы, политики и проч. Война, как фактор «замещения» проблем системных. Короче, «После нас – хоть потоп», как говаривал в свое время король Франции Людовик XV. И ведь не ошибся. «Потоп», в виде революции, наступил при его сыне и преемнике Людовике XVI…
Точно также и современные западные «адепты» многовековой военной «панацеи» от разного рода проблем, видимо, не читали произведений В.И. Ленина и не в курсе, что при возникновении революционной ситуации (кризиса) война может стать катализатором революционных настроений в обществе. И тогда проблемы, которые планировалось решить с помощью этой самой войны, многократно усилятся. Историю России 1917 года они тоже не знают. И историю Германии в 1918-1923 и в 1933-1945 годах подзабыли.