В 1567 году влюбленная и глубоко несчастная шотландская королева взяла перо и написала страстный сонет на французском языке: «Моя любовь к нему - не пустое зрелище, - писала она, - а чистейшая нежность и постоянство».
Но она ли написала эти строки?
Сонет был одним из двенадцати подобных любовных сонетов. И эти поистине судьбоносные документы были лишь частью более крупной находки, которая в истории получила название "Письма из ларца". Им было суждено стать буквально самовоспламеняющимися, и именно эти любовные письма сыграли решающую роль в причудливой истории о трагической гибели второго мужа Марии Стюарт, королевы Шотландии, Далее хаотический ход истории, уже не поддающийся ни логике, ни здравому смыслу, привел к заключению нового брачного союза и события, последовавшие за этим привели к потере Марией шотландской короны, которая буквально выскользнула из её рук.
Хотя письма из шкатулки и использовались на суде против Марии Стюарт, их подлинность была и остаётся под вопросом. Были ли письма написаны Марией Стюарт? Или они были сфабрикованы врагами, решившими свергнуть ее с престола?
Фактически Мария Стюарт была королевой Шотландии с шестидневного возраста. Но ее власть на шотландском троне всегда находилась под угрозой. Её политические враги негодовали на приверженность королевы к католицизму.
Самая серьезная угроза ее правлению возникла в 1567 году в связи с убийством ее второго мужа, Генриха Стюарта, лорда Дарнли. Он возвращался в Эдинбург из дома отца, где успешно победил оспу. Дом, где он остановился на ночлег внезапно взорвался. Выяснилось, что бочки с порохом были расположены непосредственно под его спальней. Но хуже всего оказалось то, что расследование, каким бы поверхностным оно ни было установило, что прежде, чем раздался взрыв, лорд Дарнли был задушен.
Внезапная насильственная смерть лорда Дарнли была истолкована как свидетельство заговора с целью его убийства, и подозрения вскоре обратились к самой королеве Марии. Всем было известно, что к тому моменту она уже не любила своего мужа. Их некогда нежные отношения были буквально уничтожены его высокомерием и пьянством и супруги расходились по политическим и личным вопросам. Муж также приводил королеву в ярость, пытаясь править наравне с ней. В 1566 году, когда она была на четвертом месяце беременности, Дарнли устроил заговор, с целью убить на глазах супруги её друга и личного секретаря Давида Риччо. Убийство стало последней каплей в их отношениях. Она созвала государственный совет, который был призван найти способ аннулировать её брак с Дарнли.
Но хотела ли она убить его?
Двоюродная сестра Марии Елизавета I, королева Англии, очевидно, тоже задавалась вопросом этим вопросом. После убийства она написала Марии сочувственное письмо, в котором, среди прочего, содержалось предупреждение:
«Я ни в коем случае не буду скрывать то, о чем говорит большинство людей, а именно о том, что вы смотрите сквозь пальцы на месть за этот поступок».
Елизавета предположила, что не желая отомстить за смерть мужа, Мария лишь подогревает те слухи, которые обвиняют её в этом ужасном преступлении.
Мария проигнорировала предостережение своей двоюродной сестры и спешно вышла замуж за одного из своих советников, Джеймса Хепберна, 4-го графа Ботвелла. До сих пор не ясно, добровольно ли был заключен этот брак. Ходили слухи, что он изнасиловал её и тем самым вынудил заключить с ним брачный союз. В любом случае, этот союз поверг в ужас подданных Марии, которые называли его убийцей и предполагали, что она изменяла Дарнли с Ботвеллом и именно он был организатором убийства Дарнли. Группа шотландских лордов собрала армию и вынудила Марию отречься от престола в пользу своего годовалого сына Якова, рожденного от Дарнли.
У Марии оставался последний союзник - по крайней мере, она так думала. Она сбежала в Англию и в письмах умоляла свою кузину Елизавету поддержать и помочь ей вернуть свой престол. Вместо этого, опасаясь, что Мария намерена свергнуть ее, Елизавета заключила ее в импровизированную тюрьму. Затем она настояла на том, чтобы провести тщательное расследование и определить, виновна ли Мария как в убийстве, так и в супружеской неверности. Но Елизавета знала, что одной королеве не сойдет с рук суд над другой, поэтому она созвала не суд, а конференцию 1568 года, на которой Тайный совет Англии и ближайшие советники Елизаветы, рассмотрели правомерность действий Марии.
И вот тут-то и появились письма из ларца: восемь писем, два брачных контракта и 12 сонетов. Предположительно, они были найдены в серебряном ларце, который был обнаружен среди личных вещей Марии после того, как она бежала из Шотландии. Последствия для Марии и её царствования были поистине скандальными. Если, конечно, все это было правдой.
Содержимое ларца было крайне изобличающим. Брачные контракты включали обещание Марии выйти замуж за Ботвелла и контракт, этот был подписан за месяц до смерти Дарнли. Сонеты, предположительно написанные Марией, изображали её страстной и верной любовницей, пытающейся соблазнить и убедить того, к кому они были адресованы в её тайной и вечной любви. Эти письма якобы показали, что любовники сговорились убить Дарнли и разыграть фиктивное похищение королевы Ботвеллом, которое привело к их браку.
С доводами о том, что письма в шкатулке подлинные, были серьезные пробелы. Во-первых, на их подлинности активно настаивал Джеймс Стюарт, граф Морей, сводный брат Марии и её давний политический противник. Во-вторых, они не были ни подписаны, ни адресованы кому бы то ни было, ни даже датированы. Факты, которые они якобы доказывали, были также противоречивы. Но когда совет сравнил почерк, которым были написаны письма, с почерком Марии на бумагах, не вызывающих сомнения в подлинности, они определили, что почерк идентичен, а письма подлинны.
Сегодня трудно определить, правда ли это, поскольку письма безвозвратно утеряны. Используя копии, историки теперь предполагают, что эти письма были смесью фактов и вымысла, которые сочетали в себе реальные письма Марии с ложными датами, дополнительной информацией и неверным толкованием. Историк Джон Гай считает, что примерно половина информации в письмах ложна.
«Письма из ларца были изобретательной и коварной уловкой врагов Марии, которая уничтожила её».
Другие утверждают, что это были чистой воды подделки.
Совет Елизаветы, очевидно, действительно поверил информации в письмах. Сама же Мария никогда не защищалась перед своими обвинителями. Она все еще считала себя королевой Шотландии, и не могла публично признать, что английский суд или совет имели над ней какую-либо власть. В свою очередь Елизавета также не воспользовалась возможностью, чтобы признать свою кузину виновной в чем-либо. Вместо этого она рассмотрела доказательства, собранные ее советом, и решила, что ничего доказано не было.
Однако общественность пришла к собственным выводам. Народ получил доступ к "письмам из ларца" посредством незаконной утечки копий в 1571 году. Молниеносно распространились слухи о роли Марии Королевы Шотландии в убийстве ее мужа, заговоре и прелюбодеянии. Обсуждались подробности любовной связи и брака с графом Ботвеллом. Все эти копии представляли собой захватывающее чтение, которое было призвано послужить для достижения более важной цели.
К тому моменту Мария уже более десяти лет находилась под "опекой" кузины Елизаветы. Она была в буквальном смысле заперта во дворце. Но ее союзники по-прежнему мечтали помочь ей получить свободу и захватить трон Елизаветы. В итоге было принято решение обнародовать "письма из ларца". Это было сделано с целью подавить всё возрастающее общественное мнение о пленённой королеве Шотландии. Без достаточных обвинений в её адрес и доказательств злых и амбициозных мотивов её можно было бы рассматривать как несчастную королеву, чей трон был украден и которая пережила годы несправедливого заключения. Верно это или нет, но "письма из ларца" все еще могли причинить Марии вред.
В конце концов, Мария провела в заключении почти 19 лет, прежде чем была признана виновной в заговоре с целью убийства Елизаветы и вступления на ее трон. В 1587 году ее обезглавили. К тому времени злосчастные письма уже исчезли. Однако ларец, в котором, как считается, хранились письма, все еще существует. Он хранится в шотландском замке Леннокслав вместе с посмертной маской королевы, чьи неосторожные письма так нелепо решили её судьбу.
Спасибо, что дочитали статью до конца. Подписывайтесь на канал. Помните, я пишу только для вас.