Найти тему
Детка-малышка

Что такое «Система 4К» в воспитании. Какие качества жизненно необходимо сформировать у любого современного ребенка

Оглавление

Снова вернемся к нашумевшей лекции знаменитого психолога Людмилы Петрановской. Со многими вещами, которые транслирует этот специалист, можно не соглашаться, но теоретически ее постулаты звучат правильно и логично. А вот с практикой всегда сложнее. Ну, что ж, хотя бы теорию нужно все-таки знать. (ИСТОЧНИК - https://psychologyjournal.ru/public/my-gotovim-detey-k-pozavcherashnemu-miru/).

Что такое 4К в воспитании?

Людмила Владимировна утверждает, что в воспитательном процессе учеными были выделены 4 главных компетенции, без которых современному подрастающему поколению будет чрезвычайно сложно реализовать себя в обществе. Эти четыре компетенции просто обязаны активно продвигаться в учебно-воспитательном процессе всех учебных организаций. Но, увы и ах, подобный подход в наших школах днем с огнем не сыщешь.

4 главных качества, которые важно сформировать у каждого современного ребенка

1. Креативность

Эту компетенцию мы активно поощряем в наших детишках. Холим и лелеем, стимулируем, насколько это возможно. Учителя вроде бы и не препятствуют творческой составляющей в обучении: если дать ребенку задание нарисовать на уроке, например, открытку к 8 марта, то цветочки на ней могут быть разнообразные. Хочешь – тюльпаны, а хочешь – мимоза. А насколько мы, взрослые, готовы к тому, что ребенок возьмет и нарисует совсем не то, что мы себе представляем. Например, у меня есть знакомый мальчик, который по просьбе педагога изобразить свою семью, нарисовать маму, папу, братика, себя, собачку, проживающую в квартире с ними и могилки «почивших в бозе» бабушек и дедушек. Ну, что ж, он так видит свою семью, при этом тут же получил «штамп» - отклонение. А разве готовы мы к тому, что ребенок может сделать вовсе по-другому? Проявит свою креативность в ином формате? Сами того не замечая, мы поощряем креативность в очень узких рамках допустимого. На уровне: «Да, платьице у принцессы можно и другим цветом раскрасить». На самом деле креативность – это разрыв шаблонов. Придумать и реализовать так, как до этого не делал никто! К сожалению, если детка вздумает написать в сочинении то, что не писал раньше никто до него, сомневаюсь, что его ждет за это что-то хорошее.

2. Критическое мышление

Может и есть где-то такие творческие и прогрессивные педагоги, которые внедряют хотя бы элементы технологии критического мышления в учебный процесс, но таких крайне мало. Еще бы, ведь если бы у учеников вдруг взяло и появилось критическое мышление, они бы просто развернулись и «ушли в закат», подальше от этой школы. Причем данное утверждение касается не только детишек, но и нас, взрослых. Когда у человека отсутствует критическое мышление, им очень легко манипулировать и управлять. Посему никогда образование не будет направлено на развитие этой «небезопасной» компетенции.

3. Коммуникация

Как вы думаете, что происходит с детьми, когда они пытаются общаться в процессе обучения и учит ли школа наших детишек общению разнообразными способами? Если вы спросите пока еще молодого педагога, (который еще честен и наивен), каким ему хотелось бы видеть современного ученика, то он скажет: «Парализованным и онемевшим». Конечно, умудренные опытом (читай хитрые) педагоги со стажем вам такого не заявят, скорее выдадут что-то типа: «Наша цель сформировать активную, постоянно развивающуюся личность». Но на уроке до сих пор слышно: «Ну-ка, Петров, закрой свой ротик и сядь на место!». О какой коммуникации речь?

Некоторые мамы и папы горько сетуют: «Ему вообще ничего не надо. Он в школу ходит с друзьями своими трепаться и тусить!». И слава Богу, что хоть кто-то из подрастающего поколения идет в школу за действительно полезными сегодня навыками – общением со сверстниками! Так что не спорьте, дети на самом деле обожают учиться. А как еще иначе объяснить то, что они формируют навык общения даже несмотря на то, что взрослые вокруг них создали абсолютно неподходящую для этого атмосферу.

4. Кооперация

Полезное умение согласовывать свои действия с другими участниками процесса или группы. Только так можно получить отличный результат за счет объединения ресурсов. Разве учит этому современная школа? Работа в группах на уроке, мягко скажем, не приветствуется. Максимум, ее как «козу в сарафане» демонстрируют на открытых уроках в присутствии администрации и представителей гороо. Не слишком-то популярный вид работы на уроке: шумно, да и результата каждого в отдельности не видно. Один из главных учительских аргументов «против» - «А вдруг он списал свою работу? Откуда мне знать, что он сделал это сам, а не воспользовался тетрадкой товарища?». Хотя во «взрослом» мире большинство дел так и делаются. Например, поставил начальник перед отделом задачу. Тут же в коллективе будут распределены роли: один будет выдвигать идеи, второй критиковать их, третий оформлять идеи документально. А кому-то придется взять на себя роль официанта – варить и подавать кофе для поддержания рабочей атмосферы. А что, тоже полезная функция! Почему взрослым так можно, а детям нельзя? Кооперация для того и нужна, чтобы распределить обязанности по умениям и возможностям каждого и согласовано выполнить задуманное. А когда все двигаются гуськом один за другим, а впереди ими управляет командир, то кооперацией это назвать сложно. Школа кооперации не учит. От слова совсем.

А ваши дети обладают этими четырьмя важными компетенциями?

Возможно вам понравится:

Смешные детские высказывания. Малышизмы 7

-2
Надеемся на Вашу помощь в развитии канала. Если Вы считаете статью интересной и полезной, поставьте «Лайк» и поделитесь ею с друзьями в соцсетях. Ваше мнение очень ценно для нас, выразите его в комментариях под статьей.