Найти тему
Хрустальный купол

Реформы Е.Т. Гайдара в начале 1990-х годов

Развал некогда могучего СССР и создание независимой России создали совсем новую ситуацию в экономике страны. Ведь радикальные политические изменения негативно сказались и на экономической сфере. Ликвидация сначала СЭВ, а затем СССР привели к разрыву десятилетиями существующих экономических связей. В 1992-1995 годах торговый оборот с бывшими странами СЭВ сократился в 3,35-4 раза, а с бывшими союзными республиками только в 1991-1992 годы вообще почти 12 раз. Это был настоящий кризис!

Немаловажно было и то, что демократы постоянно и повсюду критиковали советскую административную систему экономики и в противовес восхваляли рыночную. Теперь население ожидало, что демократы, придя у власти, начнут реализацию этого экономического чуда, возведя его на месте уже одряхлевшей социалистической экономики.

И демократы были готовы. Правда, оказалось, что большинство демократов знали только общие теоретические реформы и популяризировали их только в агитационных целях. Реальной программы действий, способной вывести страну из глубокого тупика, они не имели.

Понадобилось включить в правительство экономистов-реформаторов, способных ее разработать. В состав совета министров России были введены Е.Гайдар, А.Шохин, А.Чубайс, которые и разработали соответствующую программу.

Е.Т.Гайдар
Е.Т.Гайдар

Возглавил правительство сам Б.Н. Ельцин, совместивший пост премьер-министра с постом президента. План экономических реформ был изложен им в конце октября 1991 года на съезде народных депутатов и включал в себя несколько блоков:

- Разовое введение свободных цен с 1 января 1992 года, которое должно было определить рыночную стоимость товаров, ликвидировать товарный дефицит, запустить механизм конкуренции, стабилизировать курс доллара приблизительно на уровне 80 рублей/доллар. Это был ключевой, основополагающий элемент преобразований, во многом определивший ход реформ;

- Либерализация торговли, подразумевавшая снятие большинства ограничений в этой сфере, введение в стране рыночных отношений. Реформа должна была ускорить товарооборот, создать инфраструктуру по сбыту продукции;

- Приватизация. Переход в частную собственность значительной части предприятий всех отраслей экономики должен был создать класс собственников, возродить у людей стимулы к трудовой деятельности

и т.д.

Еще верили...
Еще верили...

Программа была построена на основе господствующей тогда среди правых радикалов концепции монетаризма и получило названия реформ Гайдара – по фамилии самого известного преобразователя.

Монетаризм – теория, согласно которой первопричиной колебаний в экономике являются изменения предложений денег, и поэтому стабилизация денежного обращения обеспечивает общеэкономическую стабильность. В условиях российской действительности главным средством с точки зрения монетаристов стало ограничение выпуска новых наличных денег.

Такая политика проводилась только на протяжении двух месяцев – января и февраля 1992 года. Затем политика местных властей, предприятий, кредиты Верховного Совета и поступления из-за рублевой зоны СНГ вновь увеличили разрыв между динамикой производства и денежной массой. В конце весны – начала лета 1992 года реформаторское правительство переживало большие трудности и без действий высшего законодательного органа страны.

Несмотря на откровенно враждебные шаги Верховного Совета, приведшие к гиперинфляции, население все же поддержало не правительство, а парламент. Реформы Е.Т. Гайдара оказались очень непопулярны в силу их характера, приведшего к ухудшению положения большей части народа. Это, а также явные недостатки курса преобразований, вынудили правительство пойти на некоторые уступки, отхода от своей жесткой монетаристской политики.

В октябре 1992 года вступил в силу указ Б.Н. Ельцина о реформе заработной платы в бюджетной сфере. Была введена тарифная сетка из 18 разрядов, при этом все тарифные ставки были увеличены в полтора раза. Кроме того, повышались стипендии, пенсии. Были приняты некоторые меры по социальной защите малообеспеченных слоев населения.

Неудачными были и другие реформы. Например, приватизация получила ваучерный характер. Работники получили 51% акций, которые в денежной форме на 1 января 1992 года были оценены в 1 трлн. 400 млрд. руб., что из числа работников привело к стоимости приватизационного чека (ваучера) в 10 тыс. руб., что было явным занижением к концу года в условиях быстрой инфляции. Ваучерная приватизация, которая, по мнению правительства, должна была привести к росту собственников, выродилась в грабеж народа и обогащению небольшой группы россиян.

Как же можно оценить ход и итоги реформ Е.Т. Гайдара? В целом их результаты казались весьма противоречивы.

С одной стороны, они положили начало рыночной экономики, которая стала базой современной России на долгие годы. Появился рынок, сломан, хотя бы частично, аппарат административно-командного управления и распределения. Возникла новая хозяйственная инфраструктура. По количеству банков (более 2 тыс.) Россия обогнала многие развитые страны. Правда, значительная их часть была небольших размеров.

За 1992 год развитие получили рынки труда, ценных бумаг, недвижимости. В основном рыночные изменения коснулись тех сфер, которые могли принести быструю прибыль.

Большими темпами шла приватизация. К 1 января 1994 года на волне ваучерный приватизации было разгосударствлено свыше 70% малых предприятий и около 50% крупных.

Было получено, пусть и в основном за счет импортных товаров, определенное равновесие на потребительском рынке.

С другой стороны, все это было получено слишком большой ценой. Нарастающий кризис экономики, доставшийся России после развала СССР, перерос в 1992 год в общий обвал экономической системы. Последним годом роста производства в сфере промышленности был 1989 год, в 1991 год спад производства составил 8%, в 1992 году – 18%. К концу 1992 года простаивало каждое пятое предприятие. За год было затушено домн больше, чем в тяжелый 1942 год.

Либерализация цен привела к росту розничных цен за год не менее чем в 26 раз, оптовых – более чем в 30 раз. Гиперинфляция вызвала массированное печатание денег. Эмиссия составила в 1991 году 89 млрд. руб., в 1992 году – 1513 млрд. руб.

Но и эти цифры, демонстрирующие плачевное состояние страны, не охватывали всей системы создавшего развала. Ликвидация прежней системы хозяйствования имел далеко идущие негативные последствия, еще не ликвидированные в прошлые десятилетия XXI века.

Итогом реформ была и чрезвычайно высокая социальная цена. К концу 1992 года России по производству национального дохода находилась на уровне 1976 года, по уровню и структуре потребления – на уровне 1960-х годов. Реальные доходы населения сократились до 44% к началу 1993 года. Оно фактически лишилось накоплений прошлых лет. Только прямые потери в сберкассах составили около 370 млрд. руб.

Причин неудач этих долгожданных реформ весьма разноплановы и разнородны:

- Теоретическая непродуманность и утопичность. Преобразования, красиво выглядевшие на бумаге и, возможно, вполне осуществимые в других странах и в другое время, в СССР (затем в России) с их привычно государственной экономикой, оказалось неосуществимы. По мнению современных исследователей, монетаристы пошли наиболее теоретически легким, но практически не осуществимым путем: слепить программу действий из отдельных постулатов западных теорий и посадить их на отечественную почву. Из теории «шоковой терапии», разработанной на Западе, был выдернут один элемент – о благополучном влиянии свободного ценообразования на формирование и функционировании рыночных структур;

- Практическая противоречивость реальных преобразований. Хотя с 1 января 1992 года была провозглашена либерализация цен, продолжилось внедрение смешанной системы ценообразования. К февралю удельный вес товаров и услуг конечного потребления со свободными ценами достиг 90%, промежуточного – 80%. Но цены на продукты потребительской корзины, энергоресурсы, транспортные услуги, хотя и были подняты в 3-5 раз, остались регулируемыми. Параллельно реформам шли контрреформы: правительство Е.Т. Гайдара увеличивало список сводных цен, а провинциальное руководство под давлением население наращивало списки товаров с регулируемыми ценами;

- Происходил постоянный приток рублевой денежной массы из бывших союзных республик. Из-за этого жесткая монетаристская политика Е.Т. Гайдара была сильно затруднена постоянным наплывом денег в Россию.

Эти и другие причины привели к неудачам реформ и быстрому падению правительства Е.Т. Гайдара.