В 2000 году вышел фильм Даррена Аранофски "Реквием по мечте", в котором художественно, но при этом достаточно жёстко, рассказывалась история гибели человеческой личности под влиянием наркотиков. В своё время картина вызвала резонанс в обществе. Похожего эффекта, правда ещё в XIX веке, достиг роман французского писателя Эмиля Золя "Западня".
В этой статье я расскажу, что такое "Западня", какие причины алкогольного падения Эмиль Золя выделил в романе и как этот текст был встречен общественностью. Но для начала коротко об авторе.
Об авторе и романе
Эмиль Золя - французский писатель, чей творческий пик пришёлся на середину и конец XIX века. Его отец, Франсуа Золя, получив заказ на строительство канала перевозит семью на юг Франции. Это должно было дать финансовую стабильность, однако вскоре Франсуа погибает от воспаления лёгких, оставляю семью в незавидном положении. Последующие 5 лет в пансионе при колледже Бурбона в Экс-ан-Провансе, где он получал образование и не самая благополучная жизнь его матери дали множество материала для его последующих произведений. Впрочем, к работе с текстом Эмиль пришёл не сразу, сначала попытавшись поступить на юридический. Не вышло. А вот работа журналистом оказалась верным шагом.
Первые романы за авторством Золя имели определённый успех, что позволило ему работать над 20-томным циклом "Ругон-Маккары". Однако "взрывной" эффект возымел седьмой роман цикла - "Западня". Основная идея цикла - продемонстрировать, как определённые семейные черты, не выветриваются из поколения в поколения, а сказываются на личности, несмотря на окружение. Революционность же "Западни" заключается в том, что в центре внимания оказываются простые и бедные парижане, чей быт и образ мыслей изображён без купюр.
Главная героиня, Жервеза, в начале романа встречает нас разбитой уходом своего возлюбленного, который оставил её без денег, с долгами, двумя детьми в Париже. Она на грани и считает, что теперь её жизнь по сути кончена. В финале же !СПОЙЛЕР!СПОЙЛЕР! Жервеза опускается на самое дно, умерев в итоге от алкоголя. Однако, путь её из точки А в точку Б вовсе не прямолинеен. Ведь эти события разделены не одним, не двумя, а почти 20 годами. И были у Жервезы очевидные успехи. Но были ли возможности не закончить свою жизнь таким образом? Скорее всего нет, ведь она попала в западню. При чём у западни в романе есть довольно очевидная метафора - одноимённый кабак, привлекающий, как огонёк мотыльков, местных выпивох.
Как работает западня
На мой взгляд, Золя в романе описывает 5 причин невозможности выбраться из социальной западни .
1. Семья. Как я уже говорил, идея "семейного проклятья" - одна из основных идей цикла Золя. Жервеза оказалась в Париже со своим любовником не от хорошей жизни. Она бежала от своей семьи при первой же возможности. А дочь Жервезы, Нана, с детства наблюдала разврат, лицемерие и слабоволие, усугубляющийся одновременными любовью и безразличием со стороны взрослых. Как вырваться из алкогольного плена, если близкие люди вряд ли претендуют на пример для подражания?
2. Условия жизни. Эмиль Золя очень подробно описывает жилища и места работ своих героев. И редкое помещение покажется вам милым или пригодным для жизни. Чаще всего это маленькие комнатушки, спёртый воздух, темнота и шум. А если прибавить насилие и недоверие друг к другу у соседей и друзей, то обстановка вырисовывается крайне угнетающая. Сюда наслаиваются грязь и холод, которые также преследуют героев. Давящий неуют не то, чтобы вынуждает героев пить. Но и убежать от внешнего несовершенства в мир алкогольного дурмана кажется путём более быстрым, дешёвым и приятным.
3. Случай. К пьянству может подтолкнуть и несчастный случай. Так, например, муж Жервезы, Купо, считался образцовым семьянином и почти не выпивал. Однако после падения с крыши во время работы и долгой домашней реабилитации, в психологии мужчины что-то надломилось. Леность и страх сбили человека с прямых рельс жизни. Возможно, если бы не несчастный случай, не было бы в жизни Купо и столь печального финала.
4. Невежество. Эмиль Золя достаточно жёстко описывает невежество бедной прослойки населения. Пожалуй, самым ярким эпизодом является посещение свадебной процессии Лувра: голодные, грязные после дождя участники свадьбы заходят в Лувр, чтобы скоротать время и погреться, проносятся по залам, задерживая свой взгляд в основном на том, что "блестит" и теряется в залах, будучи неспособными отличить одно произведение от другого. Другой пример невежества - признание за интеллектуала мужа Жервезы, чья начитанность сводится к политическим низкосортным памфлетам и вырезкам и газетным статьям.
Хоть описание со стороны Золя и выглядит уничижительным, оно не носит обвинительный характер. Ведь, по сути, выбраться из круга незнания и невежества у простых людей попросту нет. нет возможности получить достойное образование, нет возможности на хорошую медицинскую помощь (приходится верить в народную медицину, приговоры и прочее.
5. Отсутствие мотивации. Золя отмечает, что людям попросту некуда жить и расти. Они хотят быть богатыми, но зачем - не знают. Или не хотят, потому что и так весело.
Также отсутствие мотивации отлично видно на примере самой Жервезы. Так, в начале романа, оставшись у разбитого корыта, она собирается с силами, в том числе из-за детей, которые полностью зависели от неё. В конце же все дети давно разбрелись, выросли, либо интерес к ним совсем пропал. Внешняя причина собрать волю в кулак исчезла, а внутренняя не проявилась. Нет смысла напрягаться, если уже напрягался, а счастья так и не случилось.
Критика
"Западня" оказался революционным романом. Эмиль Золя не только дотошно и точно описал жизнь бедняков, прибегая к непринятым в то время сценам (н-р, сцена, где молодая Жервеза публично хлещет по голому заду свою противницу после после длительной драки). В новинку был и язык романа - лексика сознательно была принижена. В итоге по вышло смешение низкого и высокого "штиля", которое широко обсуждалось в обществе.
Так, например, современник Золя, Виктор Гюго писал следующее: «И я избрал пeрсонажами своего романа каторжника, проститутку, но я написал эту книгу с неотступной мыслью, чтобы поднять их из бездны, куда они упали... Я пришел к ним, как наставник, врач, и не хочу, чтобы к ним наведывались равнодушные наблюдатели или просто из любопытства. Никто не имеет на это права»
С момента выхода романа прошло более века, а воспринимается текст всё ещё неоднозначно. Да, мы живём в эпоху, когда литература достаточно широко использует ненормативную лексику или сцены откровенного содержания. Впрочем, общий настрой произведения и отдельные сцены до сих отталкивают некоторых читателей своей чернушностью. Впрочем, чернушность отталкивает и притягивает до сих и по причине актуальности текста. Да, страна и время другие, но социальная, финансовая, алкогольная западня всё ещё жива.
Понравилась статья? Ставь лайк и подписывайся на канал
Не согласен с мнением? Или наоборот категорически "за"? Пиши в комментариях - обсудим!