⇦ предыдущая часть
Приводим здесь две высочайшие грамоты на Дон, от 21 июля и от 30 декабря 1618 года, зачёркнутых в рукописи Сухорукова, за исключением нескольких начальных строк первой грамоты, и не вошедших даже в собрание грамот И. Прянишникова («Материалы для истории войска Донского». Грамоты. Новочеркасск 1864 год).
- От царя и великого князя Михаила Фёдоровича всея Руси на Дон, в нижние и верхние юрты атаманам и казакам и всему великому войску Донскому.
В нынешнем в 127 году июня в 14 день, ведомо нам, великому государю, учинилось от дворянина нашего Несмеяна Чаплина, что вы нам, великому государю, служите прямо и о наших царских делах всем сердцем и душами радеете и вперёд нам, великому государю, хотите служить, не щадя голов своих, и мы, великий государь, за вашу службу и радение хотим вас держать в нашем царском жалованьи свыше прежнего, а ныне мы, великий государь, вам атаманам и казакам и всему великому войску объявляем: недруг наш и разоритель всего нашего Российского государства польский Жигимонт (Сигизмунд III) король умыслил Московское государство воевать и разорить и хочет нашу православную христианскую веру греческого закона попрать и святые церкви Божии осквернить и разорить, а свою проклятую латинскую веру во всём Московском государстве утвердить и всех православных христиан в свою проклятую латинскую веру привести. И ныне польского Жигимонта короля сын Владислав с польскими и литовскими людьми пришёл в Московское государство и великим Российским государствам утеснение чинит и всяким злым своим умыслом домышляется, как бы ему великое Российское государство осилить и разорить, и многие бесчисленные крови на обе стороны разливаются, а Запорожских черкас полковника Саадашного со многими людьми прислал в государевы польские города, и пришедши искрадом город Ливны взяли, и Елец взяли, людей высекли и города и остроги сожгли, и посланника нашего Степана Хрущёва да подьячего Семейку Бредихина и казну, что было послано к царю и к калге поминков, взяли, а крымских послов и гонцов побили, и хотят идти под все польские города, которые стоят по Дону и по Донцу и по Осколу, под Воронеж и под Валуйку и под Оскол и под все наши польские города и хотят также до конца все польские города разорить. И мы, великий государь, видя польского Жигимонта короля превознесённую гордость и на нашу истинную православную христианскую веру греческого закона и на святые Божии церкви похвалу и посягательство на разорение Российского государства и на крестьянское кроворазлитье желанье, прося у милосердного Бога помощи и вооружаясь силой честного и животворящего креста Господня, против польского короля со всеми своими ратьми, за истинную нашу православную христианскую веру и за святые Божьи церкви и за всех православных крестьян . . . . . стоять, сколько нам, великому государю, Господь бог помочи даст. И вы бы, атаманы и казаки и всё великое войско Донское, ведая польского Жигимонта короля на нас, великого государя царя и великого князя всея Руси, и на наши великие государства, на всех православных крестьян, злой умысел и посягательство, помня бога и истинную нашу православную христианскую веру и наше царское к себе жалованье и к нам, великому государю, свою службу и прежний обет свой, как вы обещалися нам, великому государю, служити и примити, поревновали б есте братье своей, прежним атаманам и казакам, которые за нашу православную христианскую веру стояли и голов своих против всех врагов нашей христианской веры не щадили, потому ж бы есте службу свою и радение к нам, великому государю, и ко всему Российскому государству показали против того нашего царского величества недруга и на нашу истинную христианскую веру посягателя и разорителя, польского короля, и на польских и литовских людей и на Запорожских черкас стояли со всеми нашего царского величества ратными людьми за одно, шли бы есте к нам, великому государю, на помощь против польских и литовских людей и Запорожских черкас все, или отпустили многих ратных людей, тысяч пять или больше , или сколько можно, войска послати, братью свою атаманов и казаков, выбрав доброконных вскоре, покаместа злой умысел нашего царского величества недруга не совершился, а то б его рассудили: . . . . . Запорожские черкасы польские города разорять, и вам к государевой Украйне прибежища не будет и запас и товаров вам из польских городов не привезут и вера наша в тех местах попрана будет и церкви Божии и монастыри, где гробы родителей ваших, и где вы сами для душ своих . . . . . всё разорится и будет беспамятно.
И вам бы, атаманам и казакам, однолично за то стоять с нами, великим государем, и со всем государством как один, и к нам, великому государю, на помощь отпустить многих ратных людей тысяч пять, конных и пеших, не меньше, или сколько мочно собрать, как же даст Бог, будете у нашего царского величества и наши царские очи увидите и службу свою покажете, и мы, великий государь, вас пожалуем своим царским жалованьем.
Писана на Москве лета 7126 июля в 21 день.
- От царя и великого князя Михаила Фёдоровича всея Руси на Дон, в нижние и верхние юрты, атаманам и казакам, Епихе Радилову да Исаю Мартемьянову и всем атаманам и казакам.
В прошлом в 126 году, послан был от нашего царского величества к вам на Дон дворянин наш Юрий Захарьевич Богданов, а с ним были мы, великий государь, к вам, атаманам и казакам и ко всему великому войску, говорить наказали и в своей царского величества грамоте к вам написали ж, чтобы вам прислать к нашему царскому величеству против недруга нашего польского и литовского короля и Запорожских черкас ратных конных и пеших людей, тысяч с пять или больше, или сколько мочно, с атаманами добрыми. И в нынешнем в 127 году писал к нашему царскому величеству с Воронежа Юрья Богданов, что он ехати к вам на Дон позамешкал за провожатыми и судами, потому что, по черкасским вестям, как были черкасы в наших украинных городах, провожатых и судов собрать было вскоре немочно, а нашу грамоту, какова послана с ним от нашего царского величества к вам, атаманам и казакам, на Дон послал он к вам с воронежцом , сыном боярским, с Микитою Аврамовым, а которые ваши атаманы и казаки пришли с Дону на Воронеж до него, до Юрья, и при нём для своих нужд, и он тех, имена написав у себя на список, учал был присылать к нам к Москве, и прислал к нам с двумя вашими атаманами, с Андреем Репчуковым да с Мартыном Горским, казаков 60 человек, и из них были у нас на Москве атаманы Андрей Репчуков да Мартын Горский да казаков 35 человек, а остальные были на нашей службе в Коломне, и мы, великий государь, тех ваших атаманов и казаков, за их службы пожаловать нашим царским жалованьем, деньгами и камками и сукнами, отпустили их к вам на Дон назад.
По нашему царского величества указу, бояре наши, боярин и наместник Псковский Фёдор Иванович Шереметьев с товарищи, с польским и с литовскими послами, с князем Адамом Новодворским, с бискупом Каменецким, с товарищи, меж наших государств и меж польские и литовские земли учинили перемирие, и иным вашим атаманам и казакам с Дона к нашему царскому величеству к Москве ездить не велели, чтобы вам в том лишния волокиты не было. И как к вам сия наша грамота придёт, и вы б, атаманы и казаки, по прежней нашей грамоте, какову к вам прислал с Воронежа дворянин наш Юрья Богданов с сыном боярским с Микитою Аврамовым, ратных людей к нашему царскому величеству не присылали, чтоб вам в том лишния волокиты не было, и будучи б есте на Дону нам, великому государю, служили и прямили и службу свою и раденье к нам, великому государю, и ко всему нашему Российскому государству как начали, так бы и есте и совершали, и посланников бы есте наших Петра Мансурова да дьяка Семейку Самсонова, как они из Азова пойдут к вам на Дон, встретили и вверх до наших городов проводили, по прежнему нашему указу, и тем бы есте к нам, великому государю, службу свою и радение совершили, чтоб им от Казыева улуса и от крымских людей и от черкас пройти здорово и бесстрашно.
А будет с посланники наши вместе будет к нам, великому государю, и от турского царя чеуш, и вы б и турского чеуша встретили и почесть им учинили и к нам, великому государю, их отпустили и до наших городов их проводили так же, как есте встречали и провожали Алея-чеуша да Велия-чеуша, и с Азовом бы есте для нашего дела помирились и задору никоторого азовским людям не чинили никоторыми делами, чтобы в том нашему и земскому делу порухи не было, а которые будут азовские люди учнут ходити на Дон по прежнему для рыбных ловель и для дров, и вы тем людям по тому же никаких задоров не чинили, жили б есте с ними в миру по прежнему. А мы вас, атаманов и казаков, за прежнюю и за нынешнюю вашу службу, хотим жаловать свыше прежнего, и на Русь бы есте во все наши города, для всяких своих дел и с товарами и к роду своему и к племени, по нашей жалованной грамоте, какова к вам послана с вашими же атаманами, с Исаем Мартемьяновым с товарищи, ездили без всякого опасения и страху, а мы, великий государь, жалуя вас, во все наши украинные города к воеводам нашим писали с великим укрепленьем, чтоб . . . . . . . . . . .
Писана на Москве, лета 7127 декабря в 30 день.
Мы изложили здесь только главнейшие пропуски в примечаниях к «Историческому описанию земли войска Донского», далеко неполную рукопись которого, всего в количестве шести тетрадей, нам совершенно случайно удалось спасти от окончательного истребления, а также по возможности исправили наиболее существенные погрешности, вкравшиеся в печатное издание этого капитального «описания». Что же касается до других менее значительных пропусков и погрешностей, то они, по всей вероятности, послужат нам в будущем предметом для особого историко-библиографического очерка. Теперь же, вместе с Кушнарёвым, мы опять пожалеем о пропаже актов по истории Дона, каковая пропажа тем более достойна сожаления, что даже по воспроизведённым здесь отрывочным извлечениям, из пропавших актов можно нарисовать довольно полную картину дипломатических сношений Москвы с Доном в первой половине царствования Михаила Фёдоровича, а также и картину внутренних распорядков и бытовой жизни на Дону за ту же половину того же царствования.
Е. Сизякин
газета «Донская речь» июль-август 1889 год.
⇦ предыдущая часть
Навигатор ← Из истории области войска Донского