«Вы уверены?», - спросил следователь, который не спешил записывать ответ на вопрос.
«Уверен, конечно», - ответил Андрей, - «Да, это был не он».
Следователь еще раз подвел молодого человека к окну, в которое можно было посмотреть только с одной стороны. С противоположной через него ничего не было видно, и человек, стоявший посередине, между двумя статистами, не видел происходящего.
Как вы поняли, это было опознание
И следователь был недоволен тем, что Андрей, который был свидетелем по делу, не смог указать на главного подозреваемого.
Дело разваливалось, доказательств не было. Сотрудник полиции не знал, что ему делать и пробовал настоять, просил, чтобы свидетель еще раз внимательно посмотрел через стекло. Тем более, что процесс был организован в условиях, в которых подозреваемый не знал, кто его опознавал.
Но адвокат подозреваемого уже потирал руки. Он прекрасно понимал, что свидетель уже не укажет на его подзащитного ни при каких обстоятельствах. Ведь Андрей был уверен, что видел другого человека на месте преступления. Дальнейшее давление со стороны следователя было невозможно.
Такие ситуации не редки
Свидетель или потерпевший, приглашенные на допрос, испытывают на себе недовольство и не понимают, почему.
Чем будет недоволен следователь и какие фразы не хочет слышать:
1. Ущерб для меня значительный
Не секрет, что полицейские не хотят возбуждать уголовные дела. Например, по краже. Им бы спихнуть проверку в архив, в виде «отказного» материала.
Им хочется слышать, что ущерб для вас малозначительный, тогда и дело возбуждать не надо. Поэтому при первой встрече не исключено, что следователь будет вас склонять именно к такому ответу.
2. Мне нужен адвокат
Эта фраза как красная тряпка для любого следователя или опера. Всем хочется допросить в спокойной обстановке, когда никто не сидит рядом и не цепляется за каждое слово.
3. Я не буду ничего говорить
Конечно, эта фраза не понравится сотруднику полиции. Ведь он вас и вызвал для того, чтобы вы ему сообщили какие-то сведения. Но есть исключения. Иногда материал заранее бесперспективный, а вызов свидетеля - простая формальность.
4. Прошу приобщить документы
Как правило, следователь сам хочет решать, как ему расследовать дело. Что исследовать, а что не очень - то и нужно видеть в документах. И такая инициатива как предоставление новых документов, а еще и в больших количествах - не самый лучший подарок. Ведь их нужно читать, обобщать, изучать, делать выводы. А иногда решение по делу уже принято и лишние улики ни к чему.
5. Давайте заявим иск
Исков в уголовном деле следователи боятся больше всего. Один знакомый следак говорил, что он просто не хочет видеть в деле лишнюю бумажку, вручать ее сторонам, признавать их истцом и ответчиком.
На самом деле сотрудники полиции и СК мало разбираются в гражданском законодательстве. Они просто привыкли работать в «уголовке». Для них иск - это проблемы.
Нужно настоять на своем. Потому что в уголовном деле иск пишется свободно, не оплачивается госпошлиной. Не нужно приобщать к нему доказательства, рассылать их сторонам.
Все это придется делать потом, если следователь не возьмет иск. Тогда будет труднее. Потому что это будет отдельный процесс, с новыми требованиями. А иск может быть возвращен из-за того, что не так оформлен.
Адвокат Антон Самоха