Школьную литературу полезно перечитывать в любом возрасте: ведь с каждым разом можно найти то, что раньше было скрыто; понять — что было неясно; увидеть — что было незаметно.
Уважаемый литературовед, доктор филологических наук, профессор Санкт-Петербургского университета Игорь Николаевич Сухих написал множество исследований по истории русской литературы. Его «Русская литература для всех» — это путеводитель по отечественной классике, адресованный самой широкой читательской аудитории и написанный увлекательно и нескучно. Он дает представление о национальном литературном каноне — от «Слова о полку Игореве» до авторов конца ХХ века. Первая часть называется «Русская литература для всех. От "Слова о полку Игореве" до Лермонтова. Классное чтение!». В нашем материале делимся тремя интересными фактами об отечественной классике.
Книга-феникс: сгоревшая и воскресшая
«Рукописи не горят», — произносит герой романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» и восстанавливает сожженный автором роман. Но в реальности рукописи горят. Иногда книги исчезают вместе с авторами. И мы можем только догадываться, сколько замечательных произведений погибло в катаклизмах, на которые была так богата русская история, особенно ранняя.
Судьба «Слова о полку Игореве» — цепь случайностей, похожих на чудо. Читая эту маленькую великую книгу (в сборниках она занимает едва ли десять страниц), трудно представить, что на ее месте в истории русской литературы могло быть пустое место. Единственную рукопись «Слова», относящуюся, как считается, к XVI веку, обнаружил в конце XVIII века собиратель древних текстов Алексей Иванович Мусин-Пушкин. Специалисты сразу оценили находку как уникальную. Но радость была недолгой. «Слово» не пощадила новая война. Найденная Мусиным-Пушкиным рукопись вместе с его библиотекой сгорела в 1812 году во время пожара Москвы. К счастью, Мусин-Пушкин с помощниками успел сделать специальную копию и таким образом сохранить текст.
Об авторе «Слова» ни в самом произведении, ни в других источниках не сказано ничего. Согласно разным гипотезам, «Слово» могли написать и сам князь Игорь, и его сын Владимир, и его дружинник, и князья XII века. Однако уже в начале XIX века возникло скептическое направление в исследовании «Слова». Скептики считали, что текст — созданная в XVIII веке подделка.
Однако уже в нашем столетии знаток древнерусского языка А. А. Зализняк всесторонне исследовал язык «Слова» и сделал вывод, что текст ни в чем не противоречит языковым нормам XII века, однако осложнен влиянием жившего где-то на северо-западе переписчика XV–XVI веков. Если же это подделка XVIII века, то ее автором должен быть либо интуитивный «гений имитации», либо «безмерный гений» лингвистики, который знал и виртуозно использовал результаты исследований древнерусского языка. Вероятность существования такого автора есть, но она исчезающе мала. Таким образом, автор «Слова» — человек XII, а не XVIII века.
Умри, Денис: необычная комедия
Рассказ о премьере «Недоросля» обычно сопровождается репликой, будто бы произнесенной Г. А. Потемкиным «Умри, Денис, лучше не напишешь». Однако это крылатая фраза — легенда. На самом деле всесильного фаворита не было на премьере, и к тому же он был откровенным недоброжелателем драматурга.
Но фраза укоренилась. Силу и мощь фонвизинской сатиры не могли отрицать даже враги. В «Недоросле» внешне соблюдаются классицистические требования к комедии: обыденная действительность; четкое деление персонажей на положительных и отрицательных; правило трех единств; бытовая речь, «низкий штиль». Однако внимательное прочтение пьесы меняет картину. На самом деле Фонвизин создал оригинальный художественный мир.
Персонажи четко делятся на два лагеря и три группы. По одну сторону — семейство помещиков, «старинные люди»: Простаковы, их сын Митрофанушка и брат хозяйки Скотинин. Первоначальная характеристика героев — их «говорящие» фамилии. По другую сторону — «новые» люди: Правдин, Стародум, Софья, Милон. Имена персонажей первой группы взяты из сферы простой, низкой действительности. Их антагонисты получают именования, связанные с высокой сферой духа: правда, дума, мудрость.
Третья группа персонажей не участвует в основном конфликте. Это — второстепенные герои. Они озаглавлены уже по-иному. Фамилии учителей либо метонимически характеризуют их профессиональную принадлежность (семинарист назван Кутейкиным; учитель арифметики — Цыфиркин), либо моральные качества (за учителя выдает себя кучер Стародума немец Вральман).
Оригинальной фонвизинскую комедию делает сюжет, основанный на столкновении, борьбе представлений и принципов «старинных» и «новых» людей. Таким образом, личный конфликт перерастает в «Недоросле» в конфликт общественный. Для понимания этого конфликта важно знать один документ. О нем говорит Простакова: «Дворянин, когда захочет, и слуги высечь не волен; да на что ж дан нам указ-от о вольности дворянства?» Речь идет об указе 1762 года «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству». Цель указа виделась в повышении ответственности дворян перед своими крепостными, в расширении образованного круга за счет провинциального дворянства. То, что получилось в итоге, Фонвизин и демонстрирует в комедии.
Болдинская осень: ай да Пушкин...
Пушкин отправляется в Болдино не счастливым женихом, а задумавшимся о своем неопределенном будущем человеком. Он поссорился с матерью невесты. Намечавшуюся свадьбу отодвинула смерть дяди, В. Л. Пушкина, связывавшего поэта с детством, с началом литературного пути.
Смятение, душевное беспокойство отразились в первых болдинских стихотворениях. Ранней золотой осенью (7 сентября) написаны мрачные зимние «Бесы». Но уже на следующий день (8 сентября) появляется «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»). Предсказывая себе унылый путь, полный «труда и горя», Пушкин оканчивает стихотворение уже не безнадежностью «Бесов», а осторожной надеждой — на наслаждение гармонией и прощальную улыбку любви.
В Болдино старые и новые замыслы возникали и осуществлялись почти мгновенно. Пушкин наконец оканчивает «Евгения Онегина». С «Повестей Белкина» начинается новая русская проза. К ним примыкает «История села Горюхино». Сразу за ними возникают «опыты драматических изучений», «Маленькие трагедии». В эти же месяцы написаны «Домик в Коломне» и несколько десятков стихотворений, в том числе «Для берегов отчизны дальной...», «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы», «Моя родословная».
Через три года, возвращаясь с Урала, Пушкин снова заехал в Болдино. Эти полтора месяца, вторая болдинская осень, тоже оказались удачными. Здесь была окончена «История Пугачева», написаны «Сказка о рыбаке и рыбке» и «Сказка о мертвой царевне...», повесть «Пиковая дама», стихотворение «Осень» — благодарность любимому времени года.
Последний раз Пушкин отправится в Болдино в 1834 году. На этот раз осень не помогла, чудо в третий раз не повторилось. Тем не менее выражение Болдинская осень навсегда осталось в русском языке как «чудное мгновенье» — время творческого подъема и вдохновения.
Если вам понравился материал, оцените его в комментариях или поставьте лайк. Еще больше интересного о книгах, литературе, культуре вы сможете узнать, подписавшись на наш канал.