Найти в Дзене

Безнациональные преступники, или "незнание-сила"

Глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров
Глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров

«У преступности нет национальности». Данную фразу вы наверняка уже слышали не один раз. И это правда – у преступности, как таковой, национальности нет. Преступность – явление общемировое, не знающее границ и языков. Но все-таки не стоит забывать, что у каждого отдельно взятого преступника национальность, однако, имеется. Мириться с этим фактом готовы не все: в частности Глава Чечни Рамзан Кадыров. Не так давно в Государственную Думу внесли на рассмотрение законопроект, запрещающий публиковать в СМИ сведения о национальной принадлежности и вероисповедании преступника.

Исходя из пояснительной записки чеченских парламентариев, собственно, подготовивших данный законопроект, делается все это исключительно для благих целей: предотвращение социальных взрывов, недопущение разжигания межконфессиональной и межнациональной вражды, и всё в таком духе. Отдельно оговаривается тот факт, что указывание на национальность преступников оскорбляет добропорядочных и законопослушных граждан нашей страны, которые принадлежат к этой же нации.

Казалось бы, звучит правдоподобно. Просто не упоминай происхождение преступника, и все межнациональные столкновения и споры исчезнут сами собой, а там, должно быть, и мир заиграет другими красками, и все люди будут жить мирно и дружно. Или нет?

В криминалистике существует такое понятие, как «этническая преступность» - это когда люди одной национальности объединяются в преступные группировки и банды, и явление это отнюдь не новое. Происходить это может по разным причинам – например, если мигрант, приезжающий на работу в Россию, не знает русский язык (а такие случаи, к сожалению, не редкость), то он априори не может влиться в российское коммуникативное и правовое поле, и остается в своем, национальном вакууме. И такие «национальные вакуумы» являются очень и очень плодородной почвой для разного рода преступных деяний. Это и есть «этническая преступность» - когда преступления совершаются группой лиц, объединенных по национальному признаку.

И если предположить, что законопроект примут и одобрят (а вероятность этого, скажем прямо, немаленькая), то как в таком случае средствам массовой информации освещать преступления на почве ненависти по национальному признаку? Как освещать ту самую пресловутую «этническую преступность»? Наверное, никак, ведь тогда подобного рода преступления исчезнут сами собой, видимо. И нашумевшее избиение русского парня четырьмя азербайджанцами в Новых Ватутинках на глазах у своего сына магическим образом превратится в «неизвестные люди избили человека». Ловкость рук, как говорится.

Нет, я не утверждаю, что акцент на национальности никак не способствует обострению межнациональных отношений – доля правды в этом, конечно, есть. Но это не первопричина, а всего лишь следствие. Причина накала страстей – это, очевидно, сами преступления. Хотите защитить честь своей нации – боритесь с преступлениями своих братьев. А если просто скрыть этническую принадлежность преступника, то что изменится? В том то и дело, что ничего. Подобного рода преступления как совершались, так и будут совершаться, и не исключено, что их станет больше.

Этот закон может больно ударить и по официальным СМИ. Если они не смогут поставлять правдивую информацию своей аудитории, то эта самая аудитория будет искать правду в других местах – например, в телеграм-каналах, деятельность которых законом не ограничивается. А все мы помним, что было, например, в Кемерово, когда через интернет распространялась недостоверная информация, что в пожаре в «Зимней Вишне» погибло, мол, не пятьдесят человек, а все пятьсот, а то и тысяча. И это в итоге чуть не привело к местному майдану. Если российские власти хотят повторения такой ситуации, то не стоит сомневаться - закон будет принят.

Депутат Госдумы Анатолий Вассерман
Депутат Госдумы Анатолий Вассерман

Впрочем, и в Госдуме далеко не все поддерживают предложенный законопроект. В частности, член фракции ЛДПР в Госдуме Алексей Журавлев выразился следующим образом: «Я категорически против этой инициативы, в том числе и на фоне того, что наше правительство выступает за все большее привлечение мигрантов. Мы видим, что уровень этнической преступности растет». Также принятие закона не одобряет депутат Госдумы Анатолий Вассерман: «Если дело дойдет до обсуждения этого законопроекта в Госдуме, то я постараюсь высказаться против и буду голосовать против. Если перестать указывать национальности преступников, то массовое сознание начнет подозревать именно эти национальности во всех злодеяниях. А если упоминать национальности всех нарушителей закона – от русских до цыган, то реальная картина, скорее всего, покажет отсутствие какой-либо напряженности по этому вопросу».

С Вассерманом трудно не согласиться. Действительно, что напишут в новостях, если, например, трое русских парней изобьют условного таджика? Напишут, что «трое человек избили другого человека». И что, в таком случае, будут думать люди, которые и так не особо доверяют СМИ? Естественно, что преступления, совершенные кавказцами, замалчиваются, хотя в реальности это могут быть и не кавказцы, но откуда простому гражданину об этом знать – запретили же.

Подытоживая: этот закон не несет в себе никакой практической пользы, даже наоборот – вредит. Вставлять еще больше палок в колеса официальным СМИ не имеет никакого смысла, по крайней мере пока существуют телеграм-каналы, а закрыть телеграм российское государство, как мы знаем, не способно. К тому же, мы ведь не хотим, чтобы в нашей стране происходили ситуации наподобие той, что была в английском Ротереме - когда пакистанская банда на протяжении тридцати лет насиловала детей, а полиция боялась лезть в это дело, чтобы не прослыть расистами? А ведь "запрет на национальности" – это есть первый шаг к вот такому, "светлому" толерантному будущему.