Читая истории о богатых семьях дореволюционной России, я обратила внимание, что многие из них были крепостными крестьянами, конечно на тот момент, как они разбогатели, они были уже свободными.
Как же так? Ведь крепостной это безвольный крестьянин, которые не имел никаких прав?
Как крестьяне становились миллионерами и меценатами?
Нет, не все, а только смышлёные, умные и настойчивые. Ну, и удачу никто не отменял, правда она любит тех, кто работает и стремится к своей цели.
Сначала скажу, что отмена крепостного права в России произошла в 1861 году, это была самая великая реформа императора Александра II.
Сначала цифры – сколько было крепостных крестьян в России на момент реформы?
Данные можно узнать в книге «Крепостное население в России, по 10-й народной переписи», изданной в 1861 году (перепись велась с 1857 по 1859 год). В 1858 году насчитывалось в империи 65 губерний и областей.
Всего крепостных (мужчин и женщин) было 23 миллиона. Число жителей Российской империи на начало 1859 года – 67 миллионов, на «100 душ общего населения приходится крепостных» - 34,39%.
По количеству крепостных крестьян приведу примеры только лидеров – это Смоленская губерния – 69,07%, Тульская- 68,94%, Могилевская – 64,69%, а в конце списка Вятская – 2,64%, Астраханская – 2,60%, Ставропольская – 2,41%.
Крестьяне, приписанные к заводам – 542,6 тысяч. Были ещё «государственные» крестьяне, прикрепленные к земле, которая принадлежала казне, и «удельные», которые принадлежали императорской семье.
А теперь, несколько имен известных каждому. Эти богачи царской Империи из крепостных крестьян:
1. Петр Елисеев.
Крепостной графа Николая Шереметева. В 36 лет у него был уже довольно внушительный капитал, но свободу он получил благодаря счастливому случаю, хотя, если бы Петр не был специалистом своего дела, не работал, то никакая удача бы ему не помогла.
Дело в том, что он занимался у графа огородничеством, и в один из рождественских вечеров угостил гостей хозяина свежей земляникой. Граф был изумлен не меньше других и дал обещание исполнить любую просьбу своего садовника. И Петр просит вольную для себя и своих родных. Став свободным, он отправился в Петербург, где открыл лавку, стал торговать фруктами, чаем.
Дела пошли и тут успешно, и он записывается в купцы. После его смерти дело продолжили его сыновья, основав «Торговый дом «Братьев Елисеевых», которое стало «Поставщиком Двора Его Императорского Величества».
2. Пётр Губонин.
Крепостной крестьянин помещиков Бибиковых. В молодости был строителем, участвовал в облицовке камнем цоколя Исаакиевского собора и московских набережных. Скопив денег, купил вольную. Его капитал позволил приобрести ему каменоломню в Котельниках, и он начинает делать ступени, жернова.
Следующим этапом его карьеры был заказ, который он с другими подрядчиками получил на строительство Орловско-Витебской железной дороги.
Свой капитал он постоянно пускал в дело, наращивая его с невероятной скоростью. О таланте предпринимателя даже стали слагать легенды, называли "Дорожным королем".
3. Алексей Абрикосов.
Вы ведь знаете нашу легендарную фабрику концерн «Бабаевский»? Так вот, его основал крепостной крестьянин Абрикосов, который сумел откупиться от барыни, переехал в Москву и начал свое дело. Тогда фабрика называлась «Фабрично-торговое общество Абрикосова и сыновей».
4. Савва Васильевич Морозов.
Основатель династии - крепостной крестьянин помещика Рюмина. Он ходил в Москву продавать скупщикам свой товар (был ткачом). Потом открыл небольшую шелкоткацкую мастерскую. В 1811 году в его мастерской работало уже 20 наемных работников.
Из крепостной зависимости Савва Морозов выкупился вместе со своими сыновьями в 1821 году.
А теперь, очень кратко о крепостных крестьянах
По закону крестьяне крепились к земле, а не к помещику, зависимость крестьянина от помещика выражалась в уплате оброка и барщины.
Оброк, по сути это плата за землю, сдаваемой помещиком крестьянину в аренду.
Барщина – это труд крепостного крестьянина в счет уплаты денег за пользование землей. Барщина была узаконена императором Павлом I 3 дня в неделю.
Помещик продавал не крестьян, он продавал земли с крестьянами. Продавали крепостных дворовых людей, тех, кто не имел земли и личного имущества, их называли холопами. Все беззакония помещиков творились именно по отношению к дворовым крестьянам.
В 1803 году императором Александром I был подписан Указ о вольных хлебопашцах крестьянах, которые получили право выкупиться и купить землю.
Помещикам было выгодно поддерживать своих крестьян, ведь чем богаче крестьянин, тем выше он платит оброк, поэтому они давали ссуды своим крепостным, отпускали на заработки.
Конечно, крестьяне имели право заниматься бизнесом только с разрешения барина, выплачивая процент от полученного дохода.
Уже в начале 19 века сняли ограничения на торговую деятельность крепостных крестьян, и они могли открывать лавки, мануфактуры. Так, в России появились торгующие крепостные крестьяне, которые разбогатев, откупались от помещиков.
И надо отметить, что среди крепостных были такие, которые становились миллионерами, гораздо богаче своих прежних хозяев.
Как обстояли дела с выкупом крестьян?
Теми, кто сумел заработать денег и был, порой, богаче своего хозяина. Тут всё зависело от воли барина.
Так, например, когда к отцу Н.П. Огарева (кстати, революционера) пришли его крестьяне с прошением отпустить их на волю, тот отказал.
Только один из них давал за собственный выкуп 100000 рублей серебром, огромные деньги по тем временам. Барин отказал. Причина? Он гордился тем, среди его крестьян есть такие молодцы миллионеры. И, думаю, терять таких умных работников не хотел.
Еще один пример.
Хозяин без имени, а вот имя бывшего крепостного крестьянина есть – Прохоров, основатель знаменитой Прохоровской мануфактуры.
У Прохорова в деревне был маленький дом, сам он ходил в тулупе и казался небогатым человеком. В 1815 году он предлагает своему хозяину выкуп за свою свободу. Деньги, по его словам, будут вносить за него московские купцы. Барин дает согласие.
После этого Прохоров уезжает в Москву, покупает там огромный каменный дом, строит фабрику. А через время встречается в Москве со своим бывшим хозяином и приглашает его в гости.
После этого визита, барин дал себе слово никогда и никого из своих крестьян не отпускать на свободу!
С 1848 года крепостным крестьянам разрешено покупать недвижимость. Как-то это всё не вяжется с моим представлением крепостничества в царской России, которое нам давали в школе. Ну, какая недвижимость, когда последнюю корову угоняли?
Недвижимость покупалась только на имя хозяина. Гарантий, что тот присвоит со временем её себе, не было. Но большинство помещиков этого не делали. И не потому, что все были кристально честными и правильными, тут обычный расчет – ведь он, помещик, получал со своего крестьянина оброк.
Это, во-первых, а во-вторых, ему не нужны были проблемы с управлением имуществом.
Да и сами крепостные не особо стремились на волю. Их имущество юридически было не их, а собственностью помещика, а значит не надо платить налог.
О том, что барин и крестьянин соблюдали каждый свои интересы, можно узнать из воспоминаний крепостной Авдотьи Хрущевой:
Не позволял он детям своим и наказывать прислугу, говоря: "Сам наживи собственных людей и тогда распоряжайся ими, а родительских не смей пальцем тронуть!"…
... Крестьян своих барин не разорял и по-своему заботился о них, соблюдая и свои интересы.
А. Цандо в своей книге «Состояние дел в России в 1850 году» отмечал, что в России среди крепостных Шереметева, Воронцова-Дашкова, графа Уварова есть «немало фабрикантов», людей, владевших магазинами, фруктовыми лавками, многие были миллионерами.
А. С. Пушкин в своей незаконченной статье "Путешествие из Москвы в Петербург" так описывает разговор со своим попутчиком англичанином о русских крепостных крестьянах:
Что поразило Вас более всего в русском крестьянине?.....
Англичанин: Его опрятность, смышленость и свобода.
Из школьной программы я помню знаменитое произведение «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Радищева. Только вот почему-то, нам тогда не рассказывали о том, как оценил это произведение А.С. Пушкин:
Эти картины написаны пером, которое обмакнули в желчь. Им противостоят другие картины, на которых "следы довольства и труда.
Повинности вообще не тягостны. Подушная платится миром; барщина определена законом; оброк не разорителен (кроме как в близости Москвы и Петербурга, где разнообразие оборотов промышленности усиливает и раздражает корыстолюбие владельцев)…
Иметь корову везде в Европе есть знак роскоши; у нас не иметь коровы есть знак бедности.
Говорить о том, что все крепостные крестьяне в России жили в достатке было бы глупо. Сколько историй, когда крестьяне голодали или терпели издевательства от своих хозяев.
Не все помещики были хорошими управленцами и понимали, что их собственное финансовое благополучие зависит от того, насколько сыто жили их крестьяне. Но мудрых людей всё-таки на Руси больше, иначе бы и крестьянства как такового бы не было. Вымерло бы от голода.
А те крепостные, кто получил свободу, кто построил свой бизнес и стал успешным и богатым, их отличала смекалка, железная воля и та самая мудрость, о которой я говорила.
Фотографии из интернета