Найти в Дзене
Школьные заметки

Жизнь России при Екатерине 2. Какова была великая императрица?

Оглавление

Начало истории правления Екатерины II похожа на сказку про бедную немецкую принцессу Софию Фредерику Августу, которая в 1744 г. стала женой наследника российского престола, а затем — российской императрицей. Но вместо беззаботной жизни её ожидал многолетний труд. Приходилось проявлять волю, терпение, гибкость ума и необходимое для политика чувство меры в действиях. Екатерина выучила русский язык, много читала (и не романы, а книги по истории, юриспруденции, политике), стала одной из самых образованных женщин своей эпохи и сумела завоевать популярность у подданных.

Свергнув в 1762 г. в результате дворцового переворота своего мужа Петра III, Екатерина вступила на престол на долгие 34 года.

Императрица вставала в 6—7 часов утра и сразу начинала работу с бумагами, на туалет тратила «никогда не долее часу», затем шли выходы, приёмы, обед, чтение документов до 18 часов — только после этого можно было погулять, сыграть в карты или сходить в театр, в 22 часа ложилась спать — и так 30 с лишним лет. Хладнокровие сочеталось в ней с честолюбием.

Начало действий императрицы

В начале правления Екатерина высказывалась в пользу смягчения крепостного права. Но, ознакомившись с убеждениями дворянства, оставила эти намерения: в 1765 г. помещики получили право ссылать крестьян на каторгу, а в 1767 г. жалоба крепостного на помещика стала рассматриваться как уголовное преступление; теперь только убить крепостного по закону было нельзя.

В глазах просвещённой Европы Екатерина II хотела выглядеть достойно и потому писала известному французскому мыслителю Вольтеру: каждый крестьянин в её стране ест на обед курицу, а по праздникам — индейку. Однако политика императрицы была серьёзнее, чем простое лицемерие. Её целью было создание централизованной монархии с эффективной системой управления и «непреложными» законами, определявшими права сословий. Реформы же были нацелены на подъём промышленности и торговли, развитие городов и просвещения — но при сохранении прежнего общественного устройства и дворянских привилегий. Такое общее направление внутренней политики, характерное для ряда европейских монархий (Дании, Австрии, Пруссии, Испании) во второй половине XVIII в., получило название просвещённого абсолютизма.

Вольтер. Французский философ
Вольтер. Французский философ

Очень интересно

Школьная реформа 1786 г. создала систему бессословного среднего образования. В губернских городах открылись главные (4-годичные), а в уездных — малые (2-годичные) народные училища. В классы набирались ученики одного возраста, уроки велись по одним программам и типовым государственным учебникам. Впервые появились сохранившиеся до нашего времени настенная доска, классный журнал, обязательные экзамены и регулярные каникулы. Впервые открылись учебное заведение для дворянских девушек — Смольный институт в Петербурге (1764) и Коммерческое училище в Москве (1772).

Смольный институт в Петербурге (1764)
Смольный институт в Петербурге (1764)
Коммерческое училище в Москве (1772)
Коммерческое училище в Москве (1772)

Итоги статьи

При Екатерине II дворянство получило реальную власть на местном уровне в лице своих выборных органов. В то же время суд отделялся от администрации; появились пусть и очень ограниченное городское самоуправление, система народного образования и новые учреждения — приказы общественного призрения, ведавшие школами, приютами и больницами. Губернская реформа 1775 г. завершила формирование централизованной системы управления страной.

#история россии #история