Безусловно победа СССР в Великой Отечественной войне над Германией - заслуга всего народа страны. Однако люди не каждой национальности подвергались призыву на фронт и общей мобилизации. Изначально принято считать, что на фронт призывались все и каждый без разбора под лозунгом - "все для фронта, все для победы". Однако это далеко не так, особенно спустя несколько месяцев боевых действий.
В первую очередь Иосиф Сталин опасался дезертирства, во избежании которого был издан знаменитый приказ № 227 "Ни шагу назад"
Отныне железным законом дисциплины для каждого командира, красноармейца, политработника должно явиться требование — ни шагу назад без приказа высшего командования. Командиры роты, батальона, полка, дивизии, соответствующие комиссары и политработники, отступающие с боевой позиции без приказа свыше, являются предателями Родины. С такими командирами и политработниками и поступать надо как с предателями Родины.
Выдержка из приказа №227 "Ни шагу назад" от 28 июля 1942 г.
Но помимо дезертирства Иосиф Сталин опасался и политической неблагонадежности представителей других национальностей. Еще до войны в Советском Союзе проживало огромное количество людей, которые имели отношения к румынам, болгарам, японцам, венграм. Но при этом хорваты и итальянцы в этот список не попадали, так как считались "пострадавшими от немецких действий". Любая принадлежность к союзным народам Германии, родство и прочие вещи - моментальное отстранение от призыва на фронт.
- Так же призыв определенных национальностей был обусловлен, как ни странно, невысокой боеспособностью, о чем свидетельствует директива от 1943 года:
«Впредь до особых указаний» военнообязанные и призывники «местных национальностей» Узбекской, Таджикской, Туркменской, Казахской, Киргизской, Грузинской, Армянской, Азербайджанской ССР а также Дагестанской, Северо-Осетинской, Чечено-Ингушской, Кабардино-Балкарской АССР, Адыгейской, Карачаевской и Черкесской автономных областей «призыву в армию не подлежат
Директива № М/1/1493 от 9 октября 1943 года
Но при всех действующих запретов и призыве определенных национальностей на фронт, у любого человека была возможность уйти на войну добровольно.
Сказалось ли это на эффективности боевых действий, или нет - сказать трудно. Однако подобные меры были абсолютно точно направлены на нормализацию ситуации на линии фронта, снижения уровня дезертирства и повышения дееспособности солдат частей Красной Армии