Найти тему
Половинка Луны

Свадьба султанской дочери, поразившая современников. Из мемуаров Лейлы Саз

Перевод очередной главы воспоминаний Лейлы Саз (1850–1936), дочери придворного врача, которая всё детство провела во дворцах Долмабахче и Чираган, а потом вышла замуж за высокопоставленного пашу и продолжала быть близка к двору последних султанов Османской Империи. Лейле было всего 7 лет, на момент свадьбы Рефии Султан (1857 год). Это торжество (и ещё две свадьбы, которые отпраздновали в следующем году) поразили современников своей роскошью и в то же время окончательно опустошили императорскую казну. Подробнее об этом времени в статье:

Свадьба Рефии-султан прошла в старом дворце Неджахабат, что в районе Ортакёй (дворец не сохранился).

Рефия Султан. Год съёмки неизвестен
Рефия Султан. Год съёмки неизвестен

Несколько дней до назначенного дня свадьбы мне нездоровилось, потому все дни я проводила дома. Из окна нашего особняка в Бешикташе было видно, как приданное и мебель для принцесс проезжают мимо в покрытых красной материей повозках, прекрасно украшенных цветами. Кортежи сопровождали аги и стражники из большого дворца.

В четверг - все свадьбы справляли по четвергам перед священной пятницей - я приехала во дворец в сопровождении мамы и сестры. Другие замужние султанши и приглашённые жёны министров были уже на месте. Новобрачная приехала в экипаже, запряженном четвёркой лошадей, а за ней ехали ещё нескольких других карет. Я поспешила занять место у окна, откуда могла наблюдать за прибытием султанши.

Перед проездом вереницы экипажей на улице играл военный оркестр, а непосредственно перед дворцом - императорский. Старшие офицеры и охрана дворца были в парадной униформе, они образовали живую изгородь между дорогой для экипажей и входом во дворец. Кареты султанши с опущенными занавесками - замужняя дама всегда ездила без яшмака, что оставляло её лицо открытым - проехала между ними в сопровождении главного евнуха, а другие высокопоставленные евнухи уже ждали султаншу у ворот и встретили её глубоким поклоном.

Как того требовал обычай, вертикально подняли два отреза кашемирового полотна, растянув их от двери кареты, до двери двора. Полотна держали над головой на вытянутых руках - так новобрачные могли пройти от экипажа во дворец, не будучи замеченными. Две шёлковые дорожки из восточной ткани, расшитой золотом, расстелили на паркете внутри таким образом, чтобы они вели от входа до комнаты новобрачных.

По прибытии кареты главный евнух открыл её дверь и склонился в глубоком поклоне до самой земли; затем он поприветствовал жениха, который стоял неподалеку, и знаком попросил его подойти. Затем супруг султанши подошёл к двери кареты, официально поприветствовал новобрачную и попросил спуститься. В те времена среди невест было принято никуда не торопиться, они будто притворялись, что их нужно долго упрашивать; и чем выше был статус новобрачной, тем дольше она соблюдала этот обычай. На дворе стояло лето, и было очень жарко. Дамад или зять султана, Этхем Паша, был в полном парадном обмундировании; на султанше было платье с вышивкой, а на голове ужасно тяжёлая фата с золотыми нитями по моде того времени. Оба страдали от жары и были заметно утомлены этим вынужденным спектаклем, происходившим на глазах сотен людей.

Рефия Султан в  платье по европейской моде. Год съёмки неизвестен
Рефия Султан в платье по европейской моде. Год съёмки неизвестен

В конце концов, дамад убедил невесту покинуть экипаж. Он взял левой рукой её правую руку, а другу руку невесты взял евнух. В такой манере они и дошли до дворца.

Теперь пришла очередь играть оркестру гарема. Распорядительницы церемонии со своими слугами пытались подвинуть толпу, чтобы жених с невестой смогла пройти. Но было столько людей, что они с трудом смогли сделать это. Затем жених проводил принцессу в её комнату, после чего удалился.

На турецких свадьбах, даже среди простых людей, было принято бросать монеты через головы новобрачных. Потом гости собирали эти монеты и хранили как талисман удачи. Евнух бросал пригоршню со стороны жениха, хазнедар уста - от имени невесты, а главная калфа - от кадын, которая символизировала маму султанши, которая не дожила до этого времени. Все они рассыпали большое количество монет. Моя мама вместе с женой и двумя невестками Фуада Паши и ещё одной незнакомой мне дамой стояли на одной из лоджий под лестницей. Им удалось собрать уже немалое количество монет к тому моменту, когда прямо передо мной упал маленький золотник. Я наклонилась, чтобы поднять его, но супруга Фуада Паши сказала мне:

«Ах, Лейла, ты соберёшь ещё много таких монет, но вот эта - моя»

И она силой забрала её из моей ладони. Из-за своей детской впечатлительности я, конечно, очень огорчилась случившемуся, но вскоре забыла об этом из-за увлекательного торжества.

Я была уже неплохо знакома со всеми праздниками, которые устраивали во дворце, но вот большинство приглашённых дам (скажу даже, что почти все из них) видели подобное торжество впервые. Они были ошеломлены, и не зря: нельзя было даже представить всю элегантность, роскошь подобного события, если ты не видел всю эту сказку своими глазами.

Платье невесты было из тёмно-синего шёлка с вышитыми золотыми цветами, украшенное жемчугом и бриллиантами. У юбки было три шлейфа, края которых были украшены золотой лентой, жемчугом и кружевами. Платье было немного приталенным - в то время европейская мода уже начала влиять на Стамбул. Корсаж был в стиле, называемом "амазонка" - короткий, немного открытый спереди, с двойными широкими рукавами. Блузка, из светлого шёлка на шее и рукавах была оторочена изящным кружевом. Шаровары были из той же ткани, что и всё платье, но с обилием вышивки; однако подолы самого платья были слишком длинными, и через прорези сбоку едва можно было разглядеть ноги.

Драгоценности и свадебные подарки были специально заказаны Султаном для торжества. Среди них были большая диадема, колье, брошь, серьги и браслеты. На принцессе были белые перчатки, потому невозможно было рассмотреть кольца на её руках. На ногах были туфли, подходящие платью. Фата, того же цвета, что и платье, покрыта аналогичной вышивкой; бусы* были позолочены. В эгретке было единственное тонкое белое перо. Маленькие розетки, украшенные бриллиантами, которые раньше были приклеивали к щекам, лбу и подбородку невесты, были давно позабыты.

*турецкие невесты носили по обеим сторонам лица нитки-бусы, которые могли доходить до земли. На них подвешивали маленькие серебряные (иногда позолоченные) медальоны. Молодые девушки, присутствующие на свадьбе, отрезали эти нити и уносили их на удачу. Что-то похожее пытались изобразить в свадебном наряде Хатидже в сериале "Великолепный Век"
-4

Его Величество приехал на свадьбу в пятницу, тогда же нас с сестрой представили ему. В большом зале первым делом выразили своё почтение султанши. Затем подошли жёны министров и склонились так, будто хотели поцеловать землю (хотя, конечно, этого не сделали), после чего удалились на почтительное расстояние.

Адиле Султан, дочь султана Махмуда II, была одета в атласное платье светло-желтого или соломенного цвета, отделанное серебряными блёстками, с тремя подолами и жилетом из того же материала, также на ней была довольно длинная блузка или туника, немного открытая спереди. Из украшений - диадема и брошь. На её дочери, Хайрийе Ханым Султан была диадема, похожая на диадему матери, ожерелье из нескольких нитей драгоценных камней. Всё это идеально ей подходило.

Я не очень хорошо помню одежду других принцесс. Среди жён министров была супруга Ришида Паши: в платье из лёгкого шелка, с вплетением золотых нитей, в головном уборе из крепа; на ней тоже были эффектные драгоценности.

Две невестки Фуада Паши - Нимет Ханым и Икбал Ханым произвели сенсацию новизной и смелостью своих нарядов. Их платья были сотканы из зелёной вуали, расшитой ромбами серебряных нитей. Костюмы их были в стиле "Амазонка", довольно открытые у шеи; рукава доходили до локтей, но сами руки были полностью закрыты перчатками. Что до причёсок - они просто оставили несколько завитых прядей у лба, а остальные волосы собрали на затылке в пучок, связанный белой лентой, к которому крепился букетик цветов. Концы ленты свободно висели сзади. Их костюмы были невероятно элегантны, юные леди смотрели на них с восхищением и завистью, тогда как более старшие протестовали, прежде всего по поводу отсутствия головного убора и выпущенных прядей волос, что было против правил.

Гости разъехались во второй половине дня.

Лейла попутно описала неприятность со своим платьем, которое ей подарила сама Рефия Султан(его не успели подогнать под фигуру и посадили швы на клей, который выступил жёлтыми пятнами). Мне этот момент показался не очень интересным, потому я его исключила. Когда-нибудь соберу в одном месте все главы мемуаров по со всеми пропущенными фрагментами.
Добавлю, что Рефие на момент свадьбы было 15 лет. Судя по личной переписке, брак не был счастливым. Рефия 5 лет лечилась от кисты яичника, но болезнь так и не смогли победить. Султанша умерла в 37 лет, о детях информации нет. Похоронена в усыпальнице Новой Мечети (Йени Валиде Султан Джами). Существует книга турецкого историка Али Акйлдыза, которую он написал на основании сохранившейся переписки.

Другие воспоминания можно найти по ссылке #лейла_саз