Сегодня по дороге с работы домой закончила читать эту... Даже не знаю, как назвать то, что выходит в серии "Всемирная история в романах", но историей не является ни в коем разе. Аннотация книжки весьма интригующа: "Это было время легендарных ацтеков, когда почти не ощущалась грань между сном и явью, фантазией и реальностью. Боги жили рядом с людьми и говорили с ними...". В предисловии автор говорит, что в своей книге рассказывает о жизненном укладе, мировоззрении и религии племен науа, самыми легендарными из которых он назвал ацтеков. Он нападает на американского автора Генри Дженнингса за его книжку "Ацтек", уверяя, что автор основывался на устаревших данных, а переводчик допустил недочеты, потому что не знаком с культурой науа. В то же время утверждая, что "Я же в своем произведении старался изобразить индейцев такими, какими они предстают в своих кодексах и хрониках". Полная чушь.
Прежде всего, в книге ни разу не упоминается племя или нация "ацтек". Более того, учеными считается, что ацтеки были кровожадным племенем, приносившим человеческие жертвы, вырывая у живого человека сердце при специальных ритуалах. Подобная смерть считалась почетной. Эдакие извращенные камикадзе, если можно провести аналогию. Однако, у автора подобные жертвы практиковали все племена, поклонявшиеся любым богам. Будь то бог света или бог тьмы - их всех надо было напоить кровью и накормить сердцами врагов. Хорошо, ладно. На территории современной Мексики, возможно, именно так и было. Ведь родилось в древнем Израиле единобожие среди язычников. ПОчему в Мексике не может быть территории, на которой практиковались подобные культы. Делая акцент на верованиях индейцев, автор даже не удосужился пояснить, чем вера в одного бога отличается от веры в другого. Нет, всякие колдуны и маги в книжке говорят о том, что один бог - бог солнца, а другой - преисподней. Но в чем разница?
Поясню. Начинается книжка с того ,что одному брату надоело, что трон занимает его старший брат. И младший решил поднять восстание и свергнуть властителя. Банально и не интересно: в истории Европы и Ближнего Востока подобных примеров предостаточно. Но вся фишка в том, что автор добавляет сюда индейский колорит: боги отвернулись от восставших. И младший брат, претендовавший на связь с ними равно ,как и на престол, был лишен возможности с ними общаться. А раз так, то он решил уйти из страны, чтобы найти место для собственного царствования. Вместе с ним ушли и те, кто захотел.
В поисках места жизни бунтовщик ушел в гиблые болота, где блуждал там, теряя своих подданных. Пока наконец к его жрецу не явился бог, который решил заключить с остатками племени союз. Бог был из подземного мира - преисподней. И все, что он хотел за свою помощь, это точно того же, чего и боги родины бунтовщиков: крови и сердец в жертву. Так в чем разница? Баш на баш что при боге света, что при боге тьмы.
Далее повествование начинает изобиловать (как будто до этого было мало) чудесами: боги спускаются к жрецам и правителю, боги метают огненные шары и разят взмахом руки как серпом, скелеты - прислуга нового бога - разговаривают, колдуны умеют превращаться в сов, а боги оборачиваются птицами, амулеты слетают с шеи в виде не мертвого камня в огранке, а бабочки, жрецы могут ставить энергетические барьеры, которые даже копье не возьмет...
Да, автор пытался описать жизнь жреца и его ученика. А так же жизнь, развитие и становление ученика своего ученика - сына вождя дикого племени, которое оцивилизовалось. Но все это напоминает какое-то индейское фэнтези. Согласна, в собственных хрониках индейцы могли сколь угодно описывать, как с небес им спускались и летали среди них боги, как колдун мог взглядом парализовывать, насылать болезни и убивать. Но автор претендует на историчность своего сочинения. А какая при этих условиях может быть историчность?
Бунт, который начал "величайший" голдун со старой родины бунтовщиков, чтобы свергнуть властителя и захватить страну, провалился. Даже странно: автор описывает возможности колдуна так, что диву даешься, почему же испанцы так запросто завоевали территории современной Мексики. Умея строить магические барьеры и защиту, влиять своей волей на волю других, насылать мороки и болезни - и так глупо быть ликвидированными обычной шайкой жуликов (по сути). И не надо говорить о том, что индейцам было обещано, что их бородатый и светлокожий бог, уйдя, однажды к ним вернется. А как же внутривидение? Которое автор так превозносит как само собой разумеющееся у жрецов и колдунов? или оно выдохлось ко времени появления испанцев?
Нет, несмотря на незамысловатую интригу, несмотря на открытую концовку (один из героев во время священной игры в мяч получает сильный удар в голову и неясно, выживет он или нет) и колоритность данной книжки, она мне не понравилась. Это ни разу не история. А я надеялась почитать именно историю об одном из племен, жизнь которого известна мало. Ввиду тотального уничтожения цивилизации европейцами.
Но те, кто любит читать сказки - ради бога, пусть наслаждаются.